Воскресенье, 05.01.2025, 14:52
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
43 Реформа политической системы цели,этапы,итоги
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:54 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Выступление академика А.Д. Сахарова на I съезде народных депутатов СССР
 
 
«Уважаемые народные депутаты!
<…>
Съезд народных депутатов СССР избрал
Председателя Верховного Совета СССР в первый же день, без широкой политической
дискуссии и хотя бы символической альтернативности. По моему мнению, Съезд
совершил серьёзную ошибку, уменьшив в значительной степени свои возможности
влиять на формирование политики страны, оказав тем самым плохую услугу и
избранному Председателю.
По действующей Конституции
Председатель Верховного Совета СССР обладает абсолютной, практически ничем не
ограниченной личной властью. Сосредоточение такой власти в руках одного
человека крайне опасно, даже если этот человек — инициатор перестройки. При
этом я отношусь к Михаилу Сергеевичу Горбачёву с величайшим уважением, но это
не вопрос личный, это вопрос политический. Когда-нибудь это будет кто-то
другой.
Постройка государственного дома
началась с крыши, что явно не лучший способ действия. То же самое повторилось
при выборах Верховного Совета. По большинству делегаций происходило просто
назначение, а затем формальное утверждение Съездом людей, из которых многие не
готовы к законодательной деятельности. Члены Верховного Совета должны оставить
свою прежнюю работу, «как правило» нарочито расплывчатая формулировка, при
которой в Верховном Совете оказываются «свадебные генералы» — более
50 процентов. Такой Верховный Совет будет, как можно опасаться, просто
ширмой для реальной власти Председателя Верховного Совета и партийно-государственного
аппарата.
В стране в условиях надвигающейся
экономической катастрофы и трагического обострения межнациональных отношений
происходят мощные, опасные процессы, одним из проявлений которых является
всеобщий кризис доверия народа к руководству страны. Если мы будем плыть по
течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему в далёком
будущем, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми
трагическими последствиями.
Товарищи депутаты! На вас ложится
огромная историческая ответственность, необходимы политические решения, без
которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение
экономических, социальных, экологических, национальных проблем. Если Съезд
народных депутатов не может взять власть в свои руки здесь, то нет ни малейшей
надежды, что её смогут взять Советы в республиках, областях, районах, сёлах. Но
без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая-либо
эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных
вливаний нерентабельным колхозам. <…>
Декрето власти
Исходя из принципов народовластия,
Съезд народных депутатов заявляет:
1. Статья 6 Конституции СССР
отменяется.
2. Принятие законов СССР является
исключительным правом Съезда народных депутатов СССР. На территории союзной
республики законы СССР приобретают юридическую силу после утверждения высшим
законодательным органом союзной республики.
3. Верховный Совет СССР является
рабочим органом Съезда. <…>
5. Избрание и отзыв высших должностных
лиц СССР, а именно:
5.1. Председателя Верховного Совета
СССР,
5.2. Заместителя Председателя
Верховного Совета СССР,
5.3. Председателя Совета Министров
СССР,
5.4. Председателя и членов Комитета
конституционного надзора,
5.5. Председателя Верховного Суда
СССР,
5.6. Генерального прокурора СССР,
5.7. Верховного арбитра СССР,
5.8. Председателя Центрального банка,
а также:
1) Председателя КГБ СССР,
2) Председателя Государственного
комитета СССР по телевидению и радиовещанию,
3) главного редактора газеты
«Известия»
— исключительное право Съезда.
Поименованные выше должностные лица
подотчётны Съезду и независимы от решений КПСС. <…>
7. Функции КГБ ограничиваются задачами
защиты международной безопасности СССР.
Я прошу создать редакционную комиссию
и на чрезвычайном заседании Съезда рассмотреть этот декретЯ обращаюсь к
гражданам СССР с просьбой поддержать декрет в индивидуальном и коллективном
порядке подобно тому, как было сделано при попытке скомпрометировать меня и
отвлечь внимание от ответственности за афганскую войну. <…>
Продолжаю. Уже нет давно опасности
военного нападения на СССР. У нас самая большая армия в мире, больше, чем у США
и Китая, вместе взятых. Я предлагаю создать комиссию для подготовки решения о
сокращении сроков службы в армии ориентировочно в два раза для рядового и
сержантского состава с соответствующим сокращением всех видов вооружения, но со
значительно меньшим сокращением офицерского корпуса и перспективой перехода к
профессиональной армии. Такое решение имело бы огромное международное значение
для укрепления доверия я разоружения, включая полное запрещение ядерного
оружия, а также огромное экономическое и социальное значение.
Моё выступление имеет принципиальное
значение. Я продолжаю.
Национальные проблемы. Мы получили в
наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе
печать имперского мышления и имперской политики «разделяй и властвуй». Жертвой
этого наследия являются малые союзные республики и малые национальные
образования, входящие в состав союзных республик по принципу административного
подчинения. Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению.
Сейчас эти проблемы драматически выплеснулись на поверхность. Но не в меньшей
степени жертвой явились и большие народы, в том числе русский народ, на плечи
которого лёг основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и
догматизма во внешней и внутренней политике. Необходимы срочные меры. Я
предлагаю обсудить переход к федеративной горизонтальной системе
национально-конституционного устройства. Эта система предусматривает
предоставление всем существующим национально-территориальным образованиям вне
зависимости от их размера и нынешнего статуса равных политических, юридических
и экономических прав с сохранением теперешних границ. Со временем, возможно,
будет необходимо уточнение границ».
 
�у }���` �� �торжением правительства со стороны демократической оппозиции и части
общественности. Любой его шаг принимался в штыки, подвергался нападкам и
издёвкам прессы. А тут появился новый фактор — суверенизация республик, без
учёта которой нечего было надеяться на успешное продвижение экономических
преобразований. Да к тому же новое российское руководство старалось перехватить
инициативу в гонке к рынку. Начался лихорадочный поиск новых идей и людей, которые
могли удовлетворить его «заказ». На этой почве состоялось «явление Явлинского
народу».

С чьей стороны исходила инициатива,
кто кого нашёл — мне трудно судить. Мало кому известный молодой экономист был
привлечён Абалкиным в аппарат комиссии по экономической реформе Совмина Союза,
принимал участие в работе над правительственной программой перехода к рынку.
Явлинский давал для комиссии свои собственные разработки, отличавшиеся большим
радикализмом, акцентом на монетаристские методы. Что-то из них принималось
комиссией, что-то отвергалось, главным образом из-за недостаточной
реалистичности. Однако это не воспринималось как особая позиция, не выходило за
рамки рабочих дискуссий.
Но вот Явлинский получает от Силаева
приглашение войти в российское правительство в качестве заместителя премьера по
вопросам экономической реформы. Тогда этот вопрос до меня не доходил, да и
вообще я его просто не знал. Позднее мне рассказали, что Явлинский советовался
с Абалкиным и Рыжковым, получил их согласие. Рассчитывали, что такая «личная
уния» экономистов увеличит шанс на сотрудничество между союзным и российским
правительством. Не тут-то было. Явлинский предложил российскому руководству
свою программу. Она отличалась от предложенной союзным правительством, вдобавок
эти отличия искусственно акцентировались, чтобы подчеркнуть превосходство
российского подхода, его размах».
 
и э� f��� �" ). При продаже
высококачественных продуктов на первых порах может взиматься специальный налог
для поддержания низких цен на имеющиеся в продаже продукты массового спроса. Ни
в коем случае нельзя начинать реформу с отмены государственных дотаций на
мясомолочные продукты. Их следует сохранить, передав местным Советам право
более справедливого распределения этой помощи. <…>

Экономическая свобода предприятий
заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих
работников, собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночной
конъюнктурой, самостоятельно определять объёмы и структуру производства, объём
продаж, цены на свою продукцию, выбирать партнёров. <…> В целях
поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут,
очевидно, заморожены до июля 1991 года. Однако вслед за этим предприятия
получат право самостоятельно определять номенклатуру и объём производства,
потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей
стране. <…>
Предприятия выйдут из системы
отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими
партнёрами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы,
в том числе объекты незавершённого строительства и т. п., свободно
реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного имущества, и
сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено право
непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия
смогут покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке.
Обретая новые права, расширяя сферу
своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что программа
предполагает для них жёсткие ограничения: повышение платы за кредиты,
сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение государственных
капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная
конкуренция. Осознание этих реалий поможет предприятиям лучше распорядиться
обретаемой свободой. <…>
Наше общество имеет безусловное право
жить лучше уже сегодня, а не в отдалённом завтра, и предлагаемая программа
перехода к рыночной экономике нацелена на возможно более полную реализацию
этого права».
Прикрепления: __--__I____.doc (36.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:54 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Декларация от 12 июня 1990 г. о государственномсуверенитете РСФСР
 
 
«Первый Съезд народных депутатов
РСФСР, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя
уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских
Социалистических Республик, выражая волю народов РСФСР, торжественно
провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики на всей её территории и заявляет о решимости
создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР.
1. Российская Советская
Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное
исторически объединившимися в нём народами.
2. Суверенитет РСФСР —
естественное и необходимое условие существования государственности России,
имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и
источником государственной власти в РСФСР является её многонациональный народ.
Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через
представительные органы на основе Конституции РСФСР.
4. Государственный суверенитет
РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку
неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным
языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им
национально-государственных и национально-культурных формах.
5. Для обеспечения политических,
экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота
власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за
исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР;
действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами
РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между
Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным
богатством России; полномочное представительство РСФСР в других союзных
республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении
полномочий, переданных ею Союзу ССР.6. Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на
основе Договора. РСФСР признаёт и уважает суверенные права союзных республик и
Союза ССР.
7. РСФСР сохраняет за собой право
свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и
основанным на нём законодательством.
8. Территория РСФСР не может быть
изменена без волеизъявления народа, выраженного путём референдума.
9. Съезд народных депутатов РСФСР
подтверждает необходимость существенного расширения права автономных республик,
автономных областей, автономных округов, равно как краёв и областей РСФСР.
Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством
РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном
устройстве Федерации.
10. Всем гражданам и лицам без
гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы,
предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами
международного права.
Представителям наций и народностей,
проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований
или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические,
экономические, этнические и культурные права.
11. На всей территории РСФСР
устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР
сохраняется гражданство СССР.
Граждане РСФСР за пределами Республики
находятся под защитой и покровительством РСФСР
12. РСФСР гарантирует всем
гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям
и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные
правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными
делами.
13. Разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования
РСФСР как правового государства.
14. РСФСР заявляет о своей
приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить
со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к
недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных
отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
15. Настоящая Декларация является
основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и
совершенствования республиканского законодательства».
Прикрепления: __12__1990_-___.doc (29.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:54 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из доклада М. С.Горбачёва на пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г.
 
 
«Мы бесповоротно начали перестройку и
сделали на этом пути первые шаги. <…>
Вместе с тем мы видим, что изменения к
лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины
накопившихся в обществе проблем — более глубокими, чем это представлялось нам
раньше. <…>
…есть необходимость ещё раз
обстоятельно рассмотреть истоки сложившегося положения, разобраться в причинах
того, что произошло в стране на рубеже 70-80-х годов.
Такой анализ необходим, чтобы не
допустить повторения ошибок, реализовать решения съезда, с которыми связаны
будущее нашего народа, судьбы социализма. <…>
…на определённом этапе страна стала
терять темпы движения, начали накапливаться трудности и нерешённые проблемы,
появились застойные и другие чуждые социализму явления. Всё это серьёзно
сказывалось на экономике, социальной и духовной сферах. <…>
В этих условиях разрасталась
безответственность, изобретались разнообразные бюрократические правила и
инструкции. <…>
Всё это, товарищи, отрицательно
сказалось на развитии многих сфер жизни общества. <…>
Нарушение органической связи между
мерой труда и мерой потребления не только деформирует отношение к труду,
сдерживая рост его производительности, но и ведёт к искажению принципа
социальной справедливости, а это уже вопрос большой политической важности.
<…>
Возросла прослойка людей, в том числе
среди молодёжи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, к
наживе любыми способами. Их циничная позиция приобретала всё более воинствующие
формы, отравляла сознание окружающих, породила волну потребительства.
Показателем падения социальных нравов стали рост пьянства, распространение
наркомании, увеличение преступности.
Пагубное влияние на нравственную
атмосферу в обществе оказывали факты пренебрежительного отношения к законам,
очковтирательство и взятничество, поощрение угодничества и славословия.
Подлинная забота о людях, условиях их жизни и труда, социальном самочувствии
нередко подменялась политическими заигрываниями — массовой раздачей наград,
званий, премий. Складывалась обстановка всепрощения, снижалась
требовательность, дисциплина, ответственность. Серьёзные недостатки в
идейно-политическом воспитают во многих случаях прикрывались проведением
парадных мероприятий и кампаний, празднованием многочисленных юбилеев и в
центре, и на местах. Мир повседневных реальностей и мир показного благополучия
всё больше расходились друг с другом. <…>
Нередко нарушался принцип равенства
коммунистов. Многие члены партии, занимающие руководящие посты, оказались вне
контроля и критики, что приводило к провалам в работе, серьёзным нарушениям
партийной этики.
Нельзя умолчать и о справедливом
возмущении трудящихся поведением тех облечённых доверием и полномочиями
руководящих работников, призванных стоять на страже интересов государства и
граждан, которые сами злоупотребляли властью, глушили критику, наживались, а
некоторые из них даже стали соучастниками, а то и организаторами преступных
действий.
В крайне уродливых формах негативные
процессы, связанные с перерождением кадров, с нарушениями социалистической
законности, проявились в Узбекистане, Молдавии, Туркмении, ряде областей
Казахстана, Краснодарском крае, Ростовской области, а также в Москве и
некоторых других городах, областях, краях и республиках, в системах
Министерства внешней торговли и Министерства внутренних дел. <…>
Всё сказанное, товарищи,
свидетельствует о том, насколько серьёзным оказалось положение в различных
сферах общества, сколь необходимы глубокие перемены. Тем более важно ещё раз
подчеркнуть: партия нашла в себе силы и мужество, чтобы трезво оценить
обстановку, признать необходимость кардинальных изменений в политике,
экономике, социальной и духовной сферах, повернуть страну на путь преобразований.

В этой обстановке, товарищи, и был
поднят вопрос об ускорении социально-экономического развития страны, о
перестройке. По существу речь идёт о повороте и мерах революционного характера.
Мы говорим о перестройке и связанных с ней процессах глубокой демократизации
общества, шлея в виду действительно революционные и всесторонние преобразования
в обществе.
Такой коренной поворот необходим, ибо
другого пути у нас просто нет. Отступать нам нельзя и отступать некуда.
<…>
Сегодня есть необходимость ещё раз
сказать, как мы понимаем перестройку.
Перестройка — это решительное
преодоление застойных процессов, слом механизма торможения, создание надёжного
и эффективного механизма ускорения социально-экономического развития советского
общества. Главный замысел нашей стратегии — соединить достижения
научно-технической революции с плановой экономикой и привести в действие весь
потенциал социализма. <…>
Нам, членам Центрального Комитета,
очень важно стоять на позициях реализма, объективной оценки сделанного, смотреть
на полученные результаты не только с позиций прошлого, а прежде всего — исходя
из объявленных нами планов, данных народу обещаний. <…>
Нам следует крепко усвоить урок
прошлого — нельзя допускать разрыв между решениями и практической работой по их
проведению в жизнь. Нельзя зазнаваться и самоуспокаиваться. <…>
Немало людей, которые медленно
освобождаются от груза прошлого, выжидают, а то и откровенно тормозят дело,
мешая широкому развитию политической, общественной и трудовой активности
народа. <…>
Многие, поддерживая новое, считают,
что перестраиваться обязаны где-то наверху и кто-то иной — партийные,
государственные, хозяйственные органы. <…>
Товарищи! Анализ состояния нашего
общества, в котором оно оказалось накануне апрельского Пленума ЦК, опыт
перестройки со всей остротой выдвигают самый главный вопрос. Есть ли у нас
гарантии того, что начатый процесс преобразований будет доведён до конца, что
прежние ошибки не повторятся и мы сможем обеспечить полнокровное развитие
нашего общества?
На эти вопросы Политбюро отвечает
утвердительно: да, такие гарантии у нас есть. <…>
Именно углубление социалистического
демократизма, созидательное творчество советских людей, авангардная роль
коммунистов в практических делах обеспечат л успех, и необратимость намеченных
XXVII съездом революционных преобразований. <…>
Но в условиях перестройки, когда со
всей остротой встала задача активизации человеческого фактора, мы должны ещё
раз вернуться к ленинской постановке вопроса о максимуме демократизма
социалистического строя, при котором человек чувствует себя хозяином и творцом.
<…>
Важнейшая практическая задача —
создать такие условия, внедрить такие формы организации производства, которые
позволят каждому трудящемуся чувствовать себя подлинным «хозяином» предприятия.
<…>
Особо следует выделить вопрос о
выборности руководителей предприятий, производств, цехов, отделении, участков,
ферм и звеньев, бригадиров и мастеров. <…>
Речь идёт о единоначалии. Мы считаем,
что выборность не только не подрывает, но и повышает авторитет руководителя,
чувствующего за собой поддержку избравших его людей, поднимает ответственность
за дело, взаимную взыскательность и требовательность в коллективе. <…>
Есть необходимость подумать и об
изменении порядка избрания секретарей райкомов, окружкомов, горкомов, обкомов,
крайкомов партии, Центральных Комитетов компартий союзных республик. Здесь, как
предлагают товарищи, можно пойти на то, чтобы секретари, в том числе и первые,
избирались тайным голосованием на пленумах соответствующих партийных комитетов.
Члены партийного комитета имели бы при этом право вносить в список для
голосования любое количество кандидатур. Такая мера должна серьёзно повысить
ответственность секретарей перед избравшими их партийными комитетами и
прибавить им уверенности в работе, позволит точнее определить меру их
авторитета.
Разумеется, в партии должен остаться
незыблемым уставной принцип, согласно которому решения вышестоящих органов
являются обязательными для всех нижестоящих партийных комитетов, в том числе и
решения по кадровым вопросам. <…>
Выборы в партии — не формальный акт, и
мы должны подойти к их подготовке обдуманно, в духе высокой ответственности,
исходя из интересов партии и общества. <…>
Уходят в прошлое своего рода
«запретные зоны» для критики и контроля. <…>
Очевидно, настало время приступить к
разработке правовых актов, гарантирующих гласность. Они должны обеспечить
максимальную открытость в деятельности государственных и общественных
организаций, давать трудящимся реальную возможность высказывать своё мнение по
любому вопросу общественной жизни. <…>Наша первейшая задача —
восстановить чистый и честный облик руководителя-коммуниста, облик, на который
бросили определённую тень преступления ряда перерожденцев. <…>
Нелегко даётся некоторым партийным
руководителям школа перестройки. Они никак не могут отказаться от
несвойственных партийным комитетам диспетчерских функций, от стремления решать
вопросы за всех, держать всё, как говорится, в кулаке. А это, как и прежде,
мешает росту ответственности кадров за порученное дело, развитию их инициативы
и самостоятельности. <…>
Нигде, ни в одном звене нашей
социальной и производственной системы нельзя допустить девальвации понятия
перестройки. Надо видеть и незамедлительно реагировать, когда под её флагом
выступают приспособленчество, личные амбиции, корыстный расчёт, когда
конкретная работа по перестройке подменяется звонкой фразой, словоблудием.
<…>
Мы хотим превратить нашу страну в
образец высокоразвитого государства, в общество самой передовой экономики,
самой широкой демократии, самой гуманной и высокой нравственности, где
трудящийся человек чувствовал бы себя полноправным хозяином, мог пользоваться
всеми благами материальной и духовной культуры, где надёжно будущее его детей,
где он располагал бы всем, что нужно для полнокровной, содержательной жизни».
Прикрепления: __--_____27__19.doc (40.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:55 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из письма Н. Андреевой«Не могу поступаться принципами», опубликованного в газете «Советская Россия»
13 марта 1988 г.

 
 
«… слишком уж много появилось такого,
чего я не могу принять, с чем не могу согласиться. Словотолчение о
«терроризме», «политическом раболепии народа», «бескрылом социальном
прозябании», «нашем духовном рабстве», «всеобщем страхе», «засилии хамов у
власти»... Из этих только нитей ткётся зачастую история переходного к
социализму периода в нашей стране. Потому и не приходится удивляться, что
например, у части студентов усиливаются нигилистические настроения, появляется
идейная путаница, смещение политических ориентиров, а то и идеологическая
всеядность. Иной раз приходится слышать утверждения, что пора привлечь к
ответственности коммунистов, якобы «дегуманизировавших» после 1917 года
жизнь страны. <…>
Взять вопрос о месте
И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся
одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько
самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи,
связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые
сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной
деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются
индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу
страну в разряд великих мировых держав. Всё это ставится под сомнение. Дело
дошло до того, что от «сталинистов» (а в их число можно при желании
зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать «покаяния»... Взахлёб
расхваливаются романы и фильмы, где линчуется эпоха бури и натиска, подаваемая
как «трагедия народов». <…> Вместе со всеми советскими людьми я разделяю
гнев и негодование, по поводу массовых репрессий, имевших место в
30–40-х годах по вине тогдашнего партийно-государственного руководства. Но
здравый смысл решительно протестует против одноцветной окраски противоречивых
событий, начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати.
Поддерживаю партийный призыв отстоять
честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих
партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех
руководителей партии и страны, в том числе и Сталина. В этом случае нельзя сводить
дело к «придворному» аспекту или к абстрактному морализаторству со стороны лиц,
далёких и от того грозового времени, и от людей, которым пришлось тогда жить и
работать. Да ещё так работать, что и сегодня это является для нас вдохновляющим
примером. <…>
Слов нет, время то было весьма
суровым. Но и то верно, что личная скромность, доходящая до аскетизма, ещё не
стыдилась самой себя, что потенциальные советские миллионеры ещё опасались
проклёвываться в тиши заштатных контор и торговых баз. К тому же мы не были
столь деловыми и прагматичными и готовили молодёжь не к тонкостям потребления
заработанных родителями благ, а к Труду и Обороне, не сокрушая духовный мир
молодых чуждыми шедеврами из-за «бугра» и доморощенными поделками масскультуры.

Из долгих откровенных разговоров с
молодыми собеседниками выводим мы такие умозаключения, что атаки на государство
диктатуры пролетариата и тогдашних лидеров нашей страны имеют не только
политические, идеологические и нравственные причины, но и свою социальную
подпочву. Заинтересованных в том, чтобы расширить плацдарм этих атак, немало, и
не только по ту сторону наших границ. Наряду с профессиональными
антикоммунистами на Западе, давно избравшими якобы демократический лозунг
«антисталинизма», живут и здравствуют потомки свергнутых Октябрьской революцией
классов, которые далеко не все смогли забыть материальные и социальные утраты
своих предков. Сюда же следует отнести духовных наследников Дана и Мартова,
других, по ведомству российского социал-демократизма, духовных последователей
Троцкого или Ягоды, обиженных социализмом потомков нэпманов, басмачей и
кулаков. <…>
Думаю, сколь ни была бы противоречива
и сложна та или иная фигура советской истории, её подлинная роль в
строительстве и защите социализма рано или поздно получит свою объективную и
однозначную оценку. Разумеется, однозначную не в смысле одностороннюю,
обеляющую или эклектически суммирующую противоречивые явления, что позволяет с
оговорочками творить любой субъективизм, «прощать или не прощать», «выбрасывать
или оставлять» в истории. Однозначную — значит, прежде всего
конкретно-историческую, внеконъюнктурную оценку, в которой проявится — по
историческому результату! — диалектика соответствия деятельности личности
основным законам развития общества. В нашей стране эти законы были связаны с
решением вопроса «кто — кого?» во внутреннем и международном аспектах. Если
следовать марксистско-ленинской методологии исторического исследования, то
прежде всего, по словам М. С. Горбачёва, надо ярко показать, как
жили, как трудились, во что верили миллионы людей, как соединялись победы и
неудачи, открытия и ошибки, светлое и трагическое, революционный энтузиазм масс
и нарушения социалистической законности, а подчас и преступления. <…>
В центре многих нынешних дискуссий,
как мне представляется, стоит тот же вопрос - какой класс или слой общества
является руководящей и мобилизующей силой перестройки? <…>
Первый, причём наиболее полноводный
идеологический поток, уже выявивший себя в ходе перестройки, претендует на
модель некоего леволиберального интеллигентского социализма, якобы выразителя
самого истинного и «чистого» от классовых наслоений гуманизма. Его сторонники
противопоставляют пролетарскому коллективизму «самоценность личности» — с
модернистскими исканиями в области культуры, богоискательскими тенденциями,
технократическими идолами, проповедью «демократических» прелестей современного
капитализма, заискиваниями перед его реальными и мнимыми достижениями. Его
представители утверждают, что мы, дескать, построили не тот социализм и что-де
только сегодня «впервые в истории сложился союз политического руководства и
прогрессивной интеллигенции». <…>
Именно сторонники «леволиберального
социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма. Они
внушают нам, что в прошлом страны реальны лишь одни ошибки и преступления,
замалчивая при этом величайшие достижения прошлого и настоящего. Претендуя на
полноту исторической правды, они подменяют социально-политический критерий
развития общества схоластикой этических категорий. <…>
Другая особенность воззрений
«леволибералов» — явная или замаскированная космополитическая тенденция, некий
безнациональный «интернационализм» . <…>
Мы как-то стесняемся говорить, что
именно русский пролетариат, который троцкисты третировали как «отсталый и
некультурный», совершил, по словам Ленина, «три русские революции», что в
авангарде битв человечества с фашизмом шли славянские народы.
Конечно, сказанное не означает
какого-либо умаления исторического вклада других наций и народностей. Это, как
говорят сейчас, лишь обеспечивает полноту исторической правды... Когда студенты
спрашивают меня, как могло случиться, что опустели тысячи деревушек
Нечерноземья и Сибири, я отвечаю, что это тоже дорогая цена за Победу и
послевоенное восстановление народного хозяйства, как и безвозвратные утраты
массы памятников русской национальной культуры. И ещё я убеждена: из умаления
значимости исторического сознания проистекает пацифистское размывание
оборонного и патриотического сознания, а также стремление малейшие проявления
национальной гордости великороссов записывать в графу великодержавного
шовинизма.
Тревожит меня и вот что: с
воинствующим космополитизмом связана ныне практика «отказничества» от
социализма. <…>
Национальная гордость и национальное
достоинство каждого народа должны органически сливаться с интернационализмом
единого социалистического общества.
Если «неолибералы» ориентируются на Запад,
то… «охранители и традиционалисты», стремятся «преодолеть социализм за счёт
движения вспять». Иначе говоря, возвратиться к общественным формам
досоциалистической России. Представители этого своеобразного «крестьянского
социализма» заворожены этим образом. По их мнению, сто лет назад произошла
утрата нравственных ценностей, накопленных в туманной мгле столетий
крестьянской общиной. <…>
…во взглядах идеологов «крестьянского
социализма» имеет место непонимание исторического значения Октября для судеб Отчизны,
односторонняя оценка коллективизации как «страшного произвола по отношению к
крестьянству», некритические воззрения на религиозно-мистическую русскую
философию, старые царистские концепции в отечественной исторической науке,
нежелание видеть послереволюционное расслоение крестьянства, революционную роль
рабочего класса. <…>
Сложности воспитания молодёжи
усугубляются ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» и «неославянофилов»
создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их
руководстве берут экстремистские, настроенные на провокации элементы. В
последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на
основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций
говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных
профсоюзов», «автономных издательств» и т. п. Всё это, по моему мнению,
позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в
стране дискуссий является вопрос - признавать или не признавать руководящую
роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит, и в
перестройке. Разумеется, со всеми вытекающими отсюда теоретическими и
практическими выводами для политики, экономики и идеологии. <…>
…сегодня вопрос о роли и месте
социалистической идеологии принял весьма острую форму. Авторы конъюнктурных
поделок под эгидой нравственного и духовного «очищения» размывают грани и
критерии научной идеологии, манипулируя гласностью, насаждают
внесоциалистический плюрализм, что объективно тормозит перестройку в
общественном сознании. Особенно болезненно это отражается на молодёжи, что,
повторюсь, отчётливо ощущаем мы, преподаватели вузов, учителя школ и все те,
кто занимается молодёжными проблемами. Как говорил Горбачёв… «мы должны и в
духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать,
руководствуясь нашими, марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи,
мы не должны поступаться ни под какими предлогами».
 
аг*���� � когда под её флагом
выступают приспособленчество, личные амбиции, корыстный расчёт, когда
конкретная работа по перестройке подменяется звонкой фразой, словоблудием.
<…>

Мы хотим превратить нашу страну в
образец высокоразвитого государства, в общество самой передовой экономики,
самой широкой демократии, самой гуманной и высокой нравственности, где
трудящийся человек чувствовал бы себя полноправным хозяином, мог пользоваться
всеми благами материальной и духовной культуры, где надёжно будущее его детей,
где он располагал бы всем, что нужно для полнокровной, содержательной жизни».
Прикрепления: __-____-_____13.doc (40.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:55 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из резолюции XIXВсесоюзной конференции КПСС «О гласности»
 
 
«Первые три года перестройки
убедительно подтвердили, что обстановка гласности в деятельности партийных,
советских, общественных организаций, средств массовой информации, развёртывание
реальной критики и самокритики, утверждение открытости и правдивости в политике
позволили партии, всему народу лучше понять своё прошлое и настоящее, выявить
факторы торможения, пробудить мощные патриотические силы к активной и
целеустремленной работе на благо страны, социализма. Именно включение в
общественную жизнь гласности помогло глубоко и объективно, с участием
общественности оценить ситуацию в стране, коллегиально выработать
принципиальные решения по ускорению социально-экономического развития,
обеспечить активную и заинтересованную поддержку трудящимися курса КПСС на
перестройку. <…>
Конференция видит в гласности
необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа,
конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и
аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов,
социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления
интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения
гуманистического облика социализма. Гласность во всех сферах жизни — одно из
важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, её
необратимости. <…>
На международной арене гласность,
раскрывая позиции правительств и народов, помогает делу мира и сотрудничества,
укреплению идей создания безъядерного и ненасильственного мира, формированию
современных, цивилизованных международных отношений. Являясь средством
претворения в жизнь принципов открытой внешней политики, она помогает включению
в международные контакты общественных организаций, трудовых коллективов, масс
трудящихся, деятелей науки и культуры, развёртыванию народной дипломатии,
содействует решению сложных международных проблем на межгосударственном уровне,
по межправительственной линии.
В конечном счёте гласность, критика и
самокритика служат интересам народа, отражают открытость политической системы
общества, свидетельствуют о его силе, политической жизнеспособности,
нравственном здоровье. <…>
2. Вместе с тем конференция отмечает,
что гласность, будучи острым оружием перестройки, сама нуждается в углублении и
поддержке. Значительный массив информации ещё остаётся недоступным широкой
общественности, не используется для целей ускорения социально-экономического и
духовного развития, повышения политической культуры масс, кадров управления.
Имеют место попытки сдерживать гласность в деятельности партийных, советских и
общественных организаций, коллективов, средств массовой информации. На её пути
нередко воздвигаются ведомственные и местнические барьеры. Стремление сделать
достоянием общественности те или иные недостатки, злоупотребления, факты
бюрократизма и комчванства, другие негативные явления наталкивается на
административное сопротивление. Не сокращается число писем трудящихся с
различного рода жалобами в партийные органы и средства массовой информации. До
сих пор имеют место преследования и даже расправы за критику. Не изжиты случаи,
когда гласность используется в интересах личных и групповых амбиций, что
разрушает нормальные связи взаимного общения и товарищеской требовательности
между людьми. Не всегда проводится в жизнь неотъемлемый принцип подлинной
гласности, заключающийся в том, что свобода выражения мнений должна служить
делу возвышения личности и ограждению её достоинства, а не унижению её
посредством наветов и оскорбительных ярлыков.
Конференция подчёркивает, что
последовательное расширение гласности является непременным условием
развёртывания процессов демократизации всех сфер общественной жизни, обновления
социализма. Развивая гласность, партия неизменно руководствуется ленинским
указанием, что массы должны знать всё, обо всём судить и на всё идти
сознательно. Коммунистической партии, советскому народу нужна правда, полная и
объективная информация обо всём, что происходит в обществе. Гласность должна служить
целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки.
3. Конференция видит неотложную задачу
партии в том, чтобы всемерно способствовать утверждению и развитию основных
принципов гласности: неотъемлемого права каждого гражданина на получение по
любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не
составляющей государственной и военной тайны; права на открытое и свободное
обсуждение любого общественно значимого вопроса.
Конференция отмечает, что примером
инициативы в развёртывании гласности призвана быть партия. <…>
Считать обязанностью партийных
руководителей всех уровней, членов выборных партийных органов систематически
выступать как перед партийными организациями, так и перед трудовыми
коллективами и населением с информацией и отчётами о работе. Долг партийных
организаций — воспитание культуры гласности, умения вести демократическую
полемику, товарищеские дискуссии.
Конференция полагает необходимым
привести в соответствие с требованиями демократизации жизни партии существующие
инструкции и регламенты работы партийных комитетов и организаций. Предусмотреть
свободный доступ членов выборных партийных органов на заседания подотчётного им
бюро партийного комитета, в том числе Политбюро ЦК КПСС, право
пользоваться документами, сведениями, данными, находящимися в распоряжении
парткома и его аппарата.
Конференция придаёт особое значение
гласности в кадровой политике, созданию демократичного, опирающегося на
общественное мнение механизма выдвижения руководящих кадров. <…>
4. Конференция подтверждает, что
гласность, открытость для контроля и критики масс — непременное условие
эффективного функционирования органов государственной власти. Следует расширять
гласность на всех стадиях их деятельности, планирования и управления, изучать и
учитывать общественное мнение, практиковать публичное обсуждение
общегосударственных и региональных экономических, национальных, молодёжных,
экологических, социальных и других проблем.
Гласно призваны действовать
руководители предприятий и учреждений, правления колхозов и кооперативов,
советы трудовых коллективов. Трудящиеся должны быть в курсе решений
производственных и социальных вопросов, знать результаты деятельности и
финансовое положение своих коллективов. Проекты решений, затрагивающих интересы
людей, администрация обязана заблаговременно доводить до сведения коллектива и
выявлять отношение к намечаемым мерам.
Гласность — обязательная сторона
деятельности народного контроля, правоохранительных органов. Следует
систематически публиковать данные об их работе, статистические сведения о
состоянии преступности и мерах по её предупреждению.
Необходимо снять неоправданные
ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом
и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную
на современной информационной технологии систему её сбора, обработки и
распространения, обеспечить доступность всех фондов библиотек, законодательно
упорядочить пользование архивными материалами.
Конференция призывает все общественные
организации гласно и открыто осуществлять свои уставные функции, широко
информируя население о работе съездов, конференций, выборных органов,
принимаемых ими решениях. <…>
5. Конференция отмечает важную роль
средств массовой информации в расширении гласности. Они призваны всесторонне
отражать деятельность партийных, государственных и общественных организаций,
служить консолидации социалистического общества, активно пропагандировать
накопленный опыт, быть инструментом всенародного контроля за положением дел в
стране. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений
прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и
достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную
ответственность средств массовой информации. Непременными требованиями в этой
сфере должны быть высокая идейность и нравственность, компетентность, строгое
соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации, право
для каждого гражданина, подвергнутого критике, на публикацию обоснованного
ответа в том же органе печати. На почве открытости и критики не должны
произрастать групповщина, проявление демагогии, национального, регионального
или корпоративного эгоизма. Следует объективно, без искажений отражать в
средствах массовой информации точки зрения всех спорящих сторон. Никто не имеет
монополии на истину, не должно быть и монополии на гласность.
6. Конференция считает, что гласность
полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях
считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть
закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию.
Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства,
должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности. Создать систему
постоянного и полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии,
в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право
граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных
организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы
необходимой секретности, служебных тайн, установить ответственность за
распространение сведений, составляющих государственную и военную тайну,
нарушающих законные права граждан, наносящих ущерб общественному порядку,
безопасности, здоровью и нравственности населения, а также ответственность за
воспрепятствование реализации права граждан на информацию, за её сокрытие,
искажение и неправомерное употребление.
Недопустимо использование гласности в
ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для
проповеди войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости,
пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование
гласностью.
Настойчиво утверждая и расширяя
гласность в партийных, государственных и общественных делах, в средствах
массовой информации, партия, советское общество приводят в движение могучие
потенциальные возможности социалистического строя, его глубинные резервы. Без
гласности нет перестройки, нет демократии. Гласность — естественная атмосфера
жизни и прогресса демократического, гуманного социализма.»
Прикрепления: __XIX_____.doc (40.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:55 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из текста т. н.«Беловежских соглашений» (8 декабря 1991 г.)
 
 
«Заявлениеглав государств
РеспубликиБеларусь, РСФСР, Украины
 
Мы, руководители Республики Беларусь,
РСФСР, Украины,
– отмечая, что переговоры о подготовке
нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из
состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором;
– констатируя, что недальновидная
политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к
развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически
всех слоёв общества;
– принимая во внимание возрастание
социальной напряжённости во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к
межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;
– осознавая ответственность перед
своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом
осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании
Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года
подписано Соглашение.
Содружество Независимых Государств в
составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения
всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели
и принципы настоящего Соглашения.
Государства-члены Содружества намерены
проводить курс на укрепление мира и безопасности. Они гарантируют выполнение
международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений
бывшего Союза ССР, обеспечивая единый контроль за ядерным оружием и его
нераспространение.
 
Президент Верховного Совета Республики
Беларусь С. Шушкевич
Президент РСФСР Б. Ельцин
Президент Украины Л. Кравчук»
Прикрепления: __--_-8__1991_-.doc (23.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:56 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из Указа Президента СССРМ. Горбачёва от 22 августа 1991 г.
 
 
«В ночь на 19 августа группа
заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный
переворот. Это преступление было пресечено благодаря решительным действиям руководства
России, принципиальной позиции других республик, выступлениям москвичей,
ленинградцев, населения других регионов в защиту демократии и конституционного
порядка. Заговорщикам не удалось направить армию против народа. <…>
Настоящим Указом постановляю:
1. Отменить все решения, изданные ГКЧП
или отдельными его членами.
2. Отстранить всех членов ГКЧП от
занимаемых постов.
3. Принять к сведению, что Генеральным
прокурором СССР возбуждено уголовное дело в отношении лиц, участвовавших в
заговоре...»
 
Российская газета, 24 августа 1991 г.
Прикрепления: ____-__22__1991.doc (21.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:56 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Обращение к советскомународу Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР
 
 
«Соотечественники! Граждане Советского
Союза!
В тяжкий, критический для судеб
Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной
нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С. Горбачёва
политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития
страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик.
На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и
отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство
вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина.
Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по
существу стала неуправляемой.
Воспользовавшись предоставленными
свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли
экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал
государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты
общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на
национальных чувствах — лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние
беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов.
Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом
народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи
устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к
тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведёт дело
к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за
гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести
искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и
радость жизни десятки миллионов советских людей, ещё вчера живших в единой
семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями.
Каким быть общественному строю, должен
решать народ, а его пытаются лишить этого права.
Вместо того, чтобы заботиться о
безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди,
в чьих руках оказалась власть, используют её в чуждых народу интересах, как
средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний
только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти,
более страшная, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый
гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу
за будущее своих детей.
Кризис власти катастрофически сказался
на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма —
регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение
центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного
механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение
уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и
теневой экономики. Давно пора сказать людям правду: если не принять срочных и
решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалёком времени
неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых
проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только
безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие
подачки не решат наших проблем, спасение — в наших собственных руках. Настало
время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в
восстановление и развитие народного хозяйства.
Долгие годы со всех сторон мы слышим
заклинания о приверженности интересам личности, заботе о её правах, социальной
защищённости. На деле же человек оказался униженным, ущемленным в реальных
правах и возможностях, доведённым до отчаяния. На глазах теряют вес и
эффективность все демократические институты, созданные народным
волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо
попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот
и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие
противозаконные структуры всё больше явочным путём подменяют собой избранные
народом Советы.
Идёт наступление на права трудящихся.
Права на труд, образование, здравоохранение, жильё, отдых поставлены под вопрос
Даже элементарная личная безопасность
людей всё больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растёт,
организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и
беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда
секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений.
Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей
безнравственности. Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической
обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались
реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ.
Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности
установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны.
Такова горькая реальность. Ещё вчера советский человек, оказавшийся за
границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого
государства. Ныне он — зачастую иностранец второго класса, обращение с которым
несёт печать пренебрежения либо сочувствия.
Гордость и честь советского человека
должны быть восстановлены в полном объёме.
Государственный комитет по
чрезвычайному положению и СССР полностью отдаёт себе отчёт в глубине
поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу
Родины и преисполнен решимости принять самые серьёзные меры по скорейшему
выводу государства и общества из кризиса.
Мы обещаем провести широкое
всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь
право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и
определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных
народов нашей великой Родины.
Мы намерены незамедлительно
восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить
беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления,
дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы
наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей
народного добра.
Мы выступаем за истинно
демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к
обновлению нашей Родины, к её экономическому и социальному процветанию, которое
позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций.
Развитие страны не должно строиться на
падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой
постоянное повышение благосостояния всех граждан.
Не ослабляя заботы об укреплении и
защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых
широких слоёв населения, тех, по кому больнее всего ударили инфляция,
дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный
характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное
предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития
производства и сферы услуг.
Нашей первоочередной заботой станет
решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут
мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.
Мы призываем рабочих, крестьян,
трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить
трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем
решительно двинуться вперёд. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей
и внуков, судьба Отечества.
Мы являемся миролюбивой страной и
будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства. У нас нет ни к
кому никаких притязаний. Мы хотим жить со всеми в мире и дружбе, но мы твёрдо
заявляем, что никогда и никому не будет позволено покушаться на наш
суверенитет, независимость и территориальную целостность. Всякие попытки
говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут
решительно пресекаться.
Наш многонациональный народ веками жил
исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических
чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения
граждан нашей великой державы в этом духе.
Бездействовать в этот критический для
судеб Отечества час — значит взять на себя тяжёлую ответственность за
трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша
Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто
не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит своё
Отечество в будущем независимым и процветающим, должен сделать единственно
правильный выбор. Мы зовём всех истинных патриотов, людей доброй воли положить
конец нынешнему смутному времени.
Призываем всех граждан Советского
Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку
Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу
страны из кризиса. Конструктивные
предложения общественно-политических организаций, трудовых коллективов и
граждан будут с благодарностью приняты как проявление их патриотической
готовности деятельно участвовать в восстановлении вековой дружбы в единой семье
братских народов и возрождении Отечества».
Прикрепления: 3837682.doc (38.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:56 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Постановление № 1Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР
 
 
«В целях защиты жизненно важных
интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной
целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации
обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и
братоубийственной гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному
положению в СССР постановляет:
1. Всем органам власти и
управления Союза ССР, союзных и автономных республик, краёв, областей, городов,
районов, посёлков и сёл обеспечить неукоснительное соблюдение режима
чрезвычайного положения в соответствии с Законом Союза ССР «О правовом режиме
чрезвычайного положения» и постановлениями ГКЧП СССР. В случаях неспособности
обеспечить выполнение этого режима полномочия соответствующих органов власти и
управления приостанавливаются, а осуществление их функций возлагается на лиц,
специально уполномоченных ГКЧП СССР.
2. Незамедлительно расформировать
структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие
вопреки Конституции СССР и законам СССР.
3. Считать впредь
недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие
Конституции СССР и законам СССР.
4. Приостановить деятельность
политических партий, общественных организаций и массовых движений,
препятствующих нормализации обстановки.
5. В связи с тем, что
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР временно берёт на
себя функции Совета Безопасности СССР, деятельность последнего
приостанавливается.
6. Гражданам, учреждениям и
организациям незамедлительно сдать незаконно находящиеся у них все виды
огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной техники и
снаряжения. МВД, КГБ и Министерству обороны СССР обеспечить строгое выполнение
данного требования. В случае отказа — изымать их в принудительном порядке с
привлечением нарушителей к строгой уголовной и административной
ответственности.
7. Прокуратуре, МВД, КГБ и
Министерству обороны СССР организовать эффективное взаимодействие
правоохранительных органов и Вооружённых Сил по обеспечению охраны
общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан в
соответствии с Законом СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» и постановлениями
ГКЧП СССР. Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также
забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час,
патрулирование территории, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению
пограничного и таможенного режима.
Взять под контроль, а в необходимых
случаях под охрану, важнейшие государственные и хозяйственные объекты, а также
системы жизнеобеспечения. Решительно пресекать распространение
подстрекательских слухов, действия, провоцирующие нарушения правопорядка и
разжигание межнациональной розни, неповиновение должностным лицам,
обеспечивающим соблюдение режима чрезвычайного положения.
8. Установить контроль над
средствами массовой информации, возложив его осуществление на специально
создаваемый орган при ГКЧП СССР.
9. Органам власти и управления,
руководителям учреждений и предприятий принять меры по повышению
организованности, наведению порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества.
Обеспечить нормальное функционирование предприятий всех отраслей народного
хозяйства, строгое выполнение мер по сохранению и восстановлению на период
стабилизации вертикальных и горизонтальных связей между субъектами
хозяйствования на всей территории СССР, неукоснительное выполнение
установленных объёмов производства, поставок сырья, материалов и комплектующих
изделий.
Установить и поддерживать режим
строгой экономии материально-технических и валютных средств, разработать и
проводить конкретные меры по борьбе с бесхозяйственностью и разбазариванием
народного добра. Решительно вести борьбу с теневой экономикой, неотвратимо
применять меры уголовной и административной ответственности по фактам
коррупции, хищений, спекуляции, сокрытия товаров от продажи, бесхозяйственности
и других правонарушений в сфере экономики.
Создать благоприятные условия для
увеличения реального вклада всех видов предпринимательской деятельности,
осуществляемых в соответствии с законами Союза ССР, в экономический потенциал
страны и обеспечение насущных потребностей населения. 10. Считать
несовместимой работу на постоянной основе в структурах власти и управления с
занятием предпринимательской деятельностью.
11. Кабинету Министров СССР в
недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия
и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает
страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение. Отменить
любые ограничения, препятствующие перемещению по территории СССР продовольствия
и товаров народного потребления, а также материальных ресурсов для их
производства, жёстко контролировать соблюдение такого порядка. Особое внимание уделить
первоочередному снабжению дошкольных детских учреждений, детских домов, школ,
средних специальных и высших учебных заведений, больниц, а также пенсионеров и
инвалидов.
В недельный срок внести предложения об
упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и
продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и
общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и
выплат компенсаций различным категориям граждан.
В двухнедельный срок разработать
мероприятия по упорядочению размеров заработной платы руководителям всех
уровней государственных, общественных, кооперативных и иных учреждений,
организаций и предприятий.
12. Учитывая критическое
положение с уборкой урожая и угрозу голода, принять экстренные меры по
организации заготовок, хранения и переработки сельхозпродукции. Оказать
труженикам села максимально возможную помощь техникой, запасными частями,
горюче-смазочными материалами и т. д. Незамедлительно организовать
направление в необходимых для спасения урожая количествах рабочих и служащих
предприятий и организаций, студентов и военнослужащих на село.
13. Кабинету Министров СССР в
недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в
1991–1992 годах всех желающих городских жителей земельными участками для
садово-огородных работ в размере до 0,15 га.
14. Кабинету Министров СССР в
двухнедельный срок завершить планирование неотложных мероприятий по выводу из
кризиса топливно-энергетического комплекса страны и подготовке к зиме.
15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на
1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечения
населения жильём. В течение полугода разработать конкретную программу
ускоренного развития государственного, кооперативного и индивидуального
жилищного строительства на пятилетний срок.
16. Обязать органы власти и
управления в центре и на местах уделять первоочередное внимание социальным
нуждам населения. Изыскать возможности существенного улучшения бесплатного
медицинского обслуживания и народного образования».
Прикрепления: __1_______.doc (34.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:56 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Соглашение о созданииСодружества Независимых Государств
 
 
«Мы, Республика Беларусь, Российская
Федерация (РСФСР), Украина, как государства-учредители Союза ССР, подписавшие
Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися
Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и
геополитическая реальность прекращает своё существование.
Основываясь на исторической общности
наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры,
заключённые между Высокими Договаривающимися Сторонами, стремясь построить
демократические правовые государства, намереваясь развивать свои отношения на
основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета,
неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства
во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других
методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами,
других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что
дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и
взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным
национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации
Объединённых Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, обязуясь соблюдать
международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:
Статья1.
Высокие Договаривающиеся Стороны
образуют Содружество Независимых Государств.
Статья2.
Высокие Договаривающиеся Стороны
гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий
равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует
гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на её
территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий
гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и
свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах
человека. Статья 3.
Высокие Договаривающиеся Стороны,
желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной,
языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных
меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою
защиту.
Статья4.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут
развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и
государств в области политики, экономики, культуры, образования,
здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и
иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и
неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.
Стороны считают необходимым заключить
соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
Статья5.
Высокие Договаривающиеся Стороны
признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность
существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ,
свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
Статья6.
Государства-члены Содружества будут
сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении
эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к
ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим
международным контролем.
Стороны будут уважать стремление друг
друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.
Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединённым
командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль
над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным
соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения,
функционирования, материального и социального обеспечения стратегических
вооружённых сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам
социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.Статья 7.
Высокие Договаривающиеся Стороны
признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной
основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:
– координация внешнеполитической
деятельности;
– сотрудничество в формировании и
развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского
рынков, в области таможенной политики;
– сотрудничество в развитии
систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды,
участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической
безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

Статья8.
Стороны осознают планетарный характер
Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по
минимизации и преодолению её последствий. Они договорились заключить в этих
целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.
Статья9.
Споры относительно толкования и
применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путём переговоров
между соответствующими странами, а при необходимости — на уровне глав
правительств и государств.
Статья10.
Каждая из Высоких Договаривающихся
Сторон оставляет за собой право приостановить действие настоящего Соглашения
или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.
Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному
согласию Высоких Договаривающихся Сторон.
Статья11.
С момента подписания Соглашения на
территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих
государств, в том числе бывшего Союза ССР.Статья12.
Высокие Договаривающиеся Стороны
гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из
договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Статья13.
Настоящее Соглашение не затрагивает
обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.
Настоящее Соглашение открыто для
присоединения всех государств-членов бывшего Союза, а также для иных
государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.
Статья14.
Официальным местом пребывания
координирующих органов Содружества является город Минск. Деятельность органов
бывшего Союза ССР на территориях государств-членов Содружества прекращается.
Совершено в городе Минске 8 декабря
1991 года в трёх экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском
языках, причём три текста имеют одинаковую силу.
 
За Республику Беларусь С. Шушкевич, В.
Кебич
За РСФСР Б. Ельцин, Г. Бурбулис
За Украину Л. Кравчук, В. Фокин»
Прикрепления: 2328765.doc (34.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz