Воскресенье, 05.01.2025, 15:13
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
20 Реформы Избранной рады
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:19 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Земские соборы
 
 
«Наказанияза судебный произвол:
3. А которой боярин, или дворецкой, иликазначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в
правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти
исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и
хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь
укажет.
4. А которой дьяк список нарядит илидело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без
дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того
посул взял, и на том дьаке взяти перед боярином впалы да кинута его в тюрму.
5. Подьачей, которой запишет не по судудля посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити
кнутьем.
Наказания за уголовные преступления:
61. А государьскому убойце, и градскомуздавцу, и коромолнику, и церковному татю (вору), и головному татю, и
подметчику, и зажигалнику ведомому лихому человеку, живота не дати, казниги ево
смертною казнью.
Запрещение обращать в холопов служилых
людей
81. А детей боарьских служилых и ихдетей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых
государь от службы отставит.
О крестьянских переходах в Юрьев день
(26 ноября):
88. А крестианом отказыватись из волостив волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до
осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и
два алтына, а в лесех, где десять врьст до хоромного (строительного) лесу, за
двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет
прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а
три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он
платит весь двор, рубль и два алтына.
А пожилое имати с ворот (со двора). А
за повоз (повозная повинность крестьян) имети з двора по два алтына; а опричь
того пошлин на нем не имети. А останетца у которого крестианиш хлеб в земли, и
как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба с стоачего даст боран (штраф) два
алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого
князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу
пожылого нет, и ходоти ему вон безсрочно воля.
А которой крестианин с пашни продастся
в холопи в полную, и он выйдет безсрочио ж, и пожылого с него нет; а которой
хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя
дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен».
Прикрепления: 6926535.doc (30.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:19 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Иван IV иЗемский собор
 
 
«В один воскресный день, после обедни,
государь и митрополит с крестным ходом, в сопровождении земской думы, вышли на
площадь, где находился возвышенный помост или так называемое Лобное место,
окруженное густыми толпами народа. После молебна Иоанн, стоя на этом помосте,
обратился сначала к митрополиту и, прося быть ему помощником и поборником,
сказал:
— Сам ты ведаешь, святой владыка, как
я остался от отца своего четырех лет, а от матери осьми лет. Бояре и вельможи о
мне не радели и стали самовластны; именем моим сами похищали себе саны и
почести, никто не возбранял им упражняться во многих корыстях, хищениях и
обидах. Они властвовали, а я был глух и нем по своей юности и неразумению. О
лихоимцы, хищники и неправедные судьи! Какой ответ ныне дадите нам за многие
слезы, из-за вас пролитые? Я чист от крови сей, а вы ожидайте своего воздаяния.
Затем царь поклонился народу на все
стороны и продолжал:
— Люди Божий и нам дарованные Богом!
молю вашу веру к Нему и любовь к нам. Ныне уже невозможно исправить ваших прошлых
обид и разорений от неправосудия и лихоимства, попущенных неправедными моими
боярами и властями. Молю вас, забудьте вражды друг на друга и тяготы свои,
кроме тех, какие бы еще можно облегчить. Отныне я сам буду вам судья и оборона,
буду отменять неправды и возвращать хищения».

Д. И.Иловайский
Прикрепления: _IV___.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:20 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О боярском правлении
 
 
«Когда же… родительница наша…
переселилась из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом
Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так подданные
наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об
нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу
и нападали при этом друг на друга.
И чего только они не натворили!
Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и
имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли
в Большую казну. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли
при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял
нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону… Нас
же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как
нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! …Припомню одно:
бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке,
опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не
смотрит… Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили
коварным образом, — говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе и
наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих
родителей, будто это их наследственное достояние».
 
«Из переписки Ивана Грозного с княземКурбским»
Прикрепления: 2206329.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:20 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О венчании Ивана IV нацарство
 
 
«В январе 1547 года Иван пригласил
митрополита Макария венчать его на царство. При этом он принял не только титул
великого князя, но и титул царя. Первый не соответствовал более новому
могуществу московского государя, который в числе своих слуг имел князей, и даже
великих князей. В церковнославянских книгах, обычном чтении Ивана IV, этот
титул дается государям Иудеи, Ассирии, Египта, Вавилона, римским и
константинопольским императорам… По своей бабке, Софье Палеолог, он вступил в
семью византийских царей. По своему предку, Владимиру Мономаху, он принадлежал
к фамилии Порфирородных… Если Константинополь был Вторым Римом, то Москва была
Третьим Римом, действительной наследницей Вечного Города. Можно представить
себе, какое обаяние придавал достоинству русского государя этот громкий титул,
заимствованный у библейской древности, у римского величия, у
византийско-православных воспоминаний. В то же время он напоминал о недавнем
освобождении России, славянские писатели давали этот священный титул также
монгольским ханам, сюзеренам московских государей. Теперь счастье
благоприятствует России, и ее государь может по праву носить титул царя».
 
Историк А. Рамбо
Прикрепления: ___IV__.doc (26.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:20 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О знакомстве Ивана IV сСильвестром
 
 
«В сие ужасное время, когда юный царь
трепетал в воробьевском дворце своем… явился там какой-то удивительный муж
именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новагорода; приближился к Иоанну с
подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным возвестил
ему, что суд Божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного; что
огнь Небесный испепелил Москву… сей муж указал Иоанну правила, данные
Вседержителем сонму царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих
уставов; представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце,
овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался иным
человеком; обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновенному;
требовал от него силы быть добродетельным — и приял оную. Смиренный иерей, не
требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы
утверждать, ободрять юного венценосца на пути исправления, заключив тесный союз
с одним из любимцев Иоанновых, Алексеем Федоровичем Адашевым, прекрасным
молодым челове-ком… он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для
пользы отечества, и царь нашел в нем редкое сокровище, друга, необходимо
нужного самодержцу, чтобы лучше знать людей, состояние государства, истинные
потребности оного: ибо самодержец с высоты престола видит лица и вещи в
обманчивом свете отдаления; а друг его как подданный стоит наряду со всеми,
смотрит прямее в сердца и вблизи на предметы. Сильвестр возбудил в царе желание
блага: Адашев облегчил царю способы благотворения. Так повествует умный
современник, князь Андрей Курбский, бывший тогда уже знатным сановником двора.
По крайней мере здесь начинается эпоха Иоанновой славы, новая, ревностная
деятельность в правлении, ознаменованная счастливыми для государства успехами и
великими намерениями».
 
Н. М. Карамзин. «История государстваРоссийского» 
Прикрепления: 8251202.doc (27.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:21 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О событиях в Москве в 1547 г.
 
 
«Летописи Москвы часто говорят о
пожарах, называя иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так
ужасно, как в 1547 г.12 апреля сгорели лавки в Китае с богатыми товарами, гостиные казенные дворы,
обитель Богоявленская и множество домов, от Ильинских ворот до Кремля и
Москвы-реки. Высокая башня, где лежал порох, взлетела на воздух с частию
городской стены, пала в реку и запрудила оную кирпичами. 20 апреля обратились в
пепел за Яузою все улицы, где жили гончары и кожевники; а 21 июня, около
полудня, в страшную бурю начался пожар за Неглинною, на Арбатской улице, с
церкви Воздвижения; огонь лился рекою, и скоро вспыхнул Кремль, Китай, Большой
Посад. Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами
густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распадались, железо рдело,
как в горниле, медь текла. Рев бури, треск огня и вопль людей от времени до
времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и в других частях
города. Спасали единственно жизнь: богатство, праведное и неправедное, гибло.
Царские палаты, казна, сокровища, оружие, иконы, древние хартии, книги, даже
мощи святых истлели… Сгорело 1700 человек, кроме младенцев. Нельзя по сказанию
современников ни описать, ни вообразить сего бедствия. Утешителей не было: царь
с вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того, чтобы не слыхать и не
видать народного отчаяния. Он велел немедленно возобновить Кремлевский дворец;
богатые также спешили строиться; о бедных не думали. Сим воспользовались
неприятели Глинских… они составили заговор; а народ, несчастием расположенный к
исступлению злобы и к мятежу, охотно сделался их орудием.
В следующий день государь поехал с
боярами навестить митрополита в Новоспасской обители. Там духовник его,
Скопин-Шуйский и знатные их единомышленники объявили Иоанну, что Москва сгорела
от волшебства некоторых злодеев. Государь удивился и велел исследовать сие дело
боярам, которые, чрез два дни приехав в Кремль, собрали граждан на площади и
спрашивали, кто жег столицу? В несколько голосов отвечали им: «Глинские!
Глинские! Мать их, княгиня Анна, вынимала сердца из мертвых, клала в воду и
кропила ею все улицы, ездя по Москве. Вот от чего мы сгорели!» Сию басню
выдумали и разгласили заговорщики. Умные люди не верили ей, однако ж молчали:
ибо Глинские заслужили общую ненависть. Многие поджигали народ, и самые бояре.
Княгиня Анна, бабка государева, с сыном Михаилом находилась тогда во ржевском
своем поместье.
Другой сын ее, князь Юрий, стоял на
кремлевской площади в кругу бояр: изумленный нелепым обвинением и видя ярость
черни, он искал безопасности в церкви Успения, куда вломился за ними народ.
Совершилось дотоле неслыханное в Москве злодейство: мятежники в святом храме
убили родного дядю государева, извлекли его тело из Кремля и положили на лобном
месте; разграбили имение Глинских, умертвили множество их слуг и детей
боярских. Никто не унимал беззакония: правительства как бы не было…
…Мятежн[ая] чернь… на третий день по
убиении Глинского явилась шумною толпою в Воробьеве, окружила дворец и кричала,
чтобы государь выдал ей свою бабку, княгиню Анну, и сына ее Михаила. Иоанн
велел стрелять в бунтовщиков: толпу рассеяли; схватили и казнили некоторых;
многие ушли; другие падали на колена и винились. Порядок восстановился. Тогда
государь изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них
не остался без крова и хлеба».

Н. М.Карамзин. «История государства Российского»
Прикрепления: _____1547_..doc (31.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:21 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об Иване IV
 
 
«От природы он получил ум бойкий и
гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых
протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное,
болезненное развитие… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его
рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства,
брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае… Отсюда его
робость, ставшая основной чертой его характера… В детстве ему часто приходилось
испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал
после в письме князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве
стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем
воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. В
торжественные, церемониальные случаи — при выходе или приеме послов — его
окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением,
а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили… Его
ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его
детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости,
сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы
питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей,
злость со стиснутыми зубами…».
 
В. О. Ключевский. «Курс русскойистории»
Прикрепления: __IV.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:21 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Стоглав
 
 
«Глава98.
…Приговорил еси государь преже сего с
нами, с своими богомольцы… о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и
епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми
всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает
бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех
слобожан хотят судити, и в том… слобожаном нашим запустети. А преже того… твои
наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником
и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор
с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей
из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты,
государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом, и
архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по
старине… а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не
прибавляти… А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати
сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А
отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по
старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати,
разве казаков нетяглых людей».
Прикрепления: 3590389.doc (26.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz