Воскресенье, 05.01.2025, 14:06
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
18 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
«Юности честное зерцало»
 
 
«В первых, наипаче всего должны дети
отца и матерь в великой чести содержать…
2. Дети не имеют без именного приказу
родительского никого бранить… А ежели то надобно, и оное они должны учинить
вежливо и учтиво.
3. У родителей речей перебивать не
надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но
ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью
или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на
солнце валяется, но стоять должно прямо.
4. Без спросу не говорить, а когда
говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору
говорить, не якобы сумасбродны. Но всё, что им говорить, имеет быть правда
истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных
и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом
говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.
6. Когда родители или кто другой их
спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А
потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что
мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И
не дерзостно отвечать.
Когда им говорить с людьми, то должно
им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и
других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё
предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и
иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в
постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не
отметать. Ежели чьё мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться.
Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не
достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать своё
рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить, то поверенное дело содержать
тайно.
8. С духовными должны дети постоянно и
вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и
духовные вопросы предлагать…»
 
«Юностичестное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных
авторов»

 
Прикрепления: 5573020.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Ассамблея
 
 
«В ноябре 1718 года объявлено
было, каким порядком должны были собираться ассамблеи; в этом объявлении
говорится, что ассамблея, или вольное собрание, составляется не для одной
только забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и обо всём
переговорить, также слышать, что где делается. Хозяин того дома, где должна
быть ассамблея, должен повестить, что каждому вольно к нему приходить, как
мужеского, так и женского пола. Ассамблея ранее 5 или 4 часов не начинается, а
далее 10 пополудни не продолжается. Хозяин не обязан гостей ни встречать, ни
провожать ни потчевать, даже может и не быть дома; он обязан только очистить
несколько покоев, приготовить столы, свечи, игры на столах, питьё для тех, кто
попросит. Каждый может приехать и уехать когда угодно, между назначенными
часами. Всякий в ассамблее может ходить, сидеть, играть; вставанья, провожанья
и другие церемонии запрещаются под штрафом великого орла (осушения огромного
кубка), только при приезде и отъезде поклоном почтить должно. В ассамблею могут
ходить с вышних чинов до обер-офицеров и дворян, также знатные купцы и
начальные мастеровые люди; лакеям и служителям в те апартаменты не входить, но
быть в сенях или где хозяин определит».
 
С. М.Соловьёв
 
Прикрепления: 4877114.doc (22.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из первого выпуска«Ведомостей»
 
 
«На Москве вновь ныне пушек медных,
гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов.
Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трёх и двухпудовые
и меньше. И ещё много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и
мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью,
больше 40 000 пуд лежит.
По веленьям его величества московские
школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.
В математической штюрманской школе
больше 300 учатся и добре науку приемлют.
На Москве ноября с 24 числа по 24
декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек.
Из Персиды пишут: Индейский царь
послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града
Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путём.
Из Казани пишут: На реке Соку нашли
много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают
немалую быть прибыль Московскому государству.
Из Сибири пишут: В Китайском
государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и
смертию казнены.
Из Олонца пишут: Города Олонца поп
Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую
границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумерскую, и Керисурскую
заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтарское знамя,
барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а что взял запасов и пожитков он,
поп, и тем удовольствовал солдат своих…
На Москве, 1703, января в 2 день»
 
 
 
Прикрепления: 7899840.doc (22.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О «Юности честноезерцало»
 
 
«В 1717 г. на русском языке
появилась переводная книжка, которая стала руководством к светскому обращению,
своего рода учебником светских приличий, то было «Юности честное зерцало». В
этой книжке вслед за азбукой и цыфирью (счислением) изложены правила, как
обращаться в свете, как сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, с носом
и носовым платком, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече с знакомыми и
какую позитуру принимать при поклоне».
 
В. О.Ключевский
 
Прикрепления: 0986841.doc (20.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О введении гражданскойазбуки
 
 
«Заставляя дворянство обучаться
техническим наукам, Пётр хотел сделать его и проводником европейских светских
обычаев и приличий в русское общество. С 1708 г. по его указу книги
недуховного содержания стали печатать новым, «гражданским» шрифтом, сближенным
по начертанию букв с латинским, как старый славяно-русский церковный шрифт имел
сходство с греческим».
 
В. О.Ключевский
 
Прикрепления: 2425526.doc (20.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О Сухаревой башне
 
 
«В 1701 году в Сухаревой башне была
открыта школа математических и морских наук. Для преподавания в этой школе был
выписан англичанин Фанерсон с товарищами, который и начал обучать математике
«добровольно хотящих, а иных же паче и с принуждением». Ежегодно школа
выпускала до 700 учеников».
 
М. К.Любавский
 
Прикрепления: 8747108.doc (20.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об «Арифметике» ЛеонтияМагницкого
 
 
«Леонтий Магницкий преподавал
арифметику по учебнику, составленному им самим. Его «Арифметика, сиречь наука
числительная», изданная в 1703 г. ещё славянским шрифтом, «по своему не
всегда ясному изложению, чудовищной технике и большому объёму, должна была для
большинства учеников представлять весьма тяжёлый труд», однако «арифметика
Магницкого должна быть дорога для каждого русского потому, что она находилась в
числе немногих книг, возбудивших любознательность Ломоносова, и ещё потому, что
это было первое русское математическое сочинение, в котором, по словам самого
автора, «разум весь собрал и чин, природно русской, а не немчин».
 
Е. Ф.Шмурло
 
Прикрепления: 9380948.doc (21.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:21 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об издании первойпечатной газеты в России
 
 
«До Петра знать, что делалось у себя и
в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных
газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближённых особ и бережно
хранились, как тайна. Пётр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на
свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и
всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных
государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в
которых приказах, о чём ныне какие есть и впредь будут, присылать в
Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был
исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием:
«Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в
Московском государстве и в иных окрестных странах». На первом же листке вслед
за известием, сколько вылито пушек в Москве, ведомости объявили, что
«повелением его величества московские школы умножаются и сорок пять человек
слушают философию и уже диалектику окончили. В Математической штюрманской школе
больше 300 человек учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа
по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек. В Китайском
государстве езуитов велми не стали любить за их лукавство, и иные из них и
смертию казнены. Силы козацкие под полковником Самусем ежедневно умножаются,
вырубя в Немирове коменданта, с своими ратными людьми город овладели, уже
намерен есть Белую Церковь добывать». В середине года уже встречаем известия из
«новые крепости Петербурга». Иностранные известия о русских событиях помещались
целиком без всяких примечаний».
 
С. М.Соловьёв
 
Прикрепления: 3217759.doc (23.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:21 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об учреждении Академиинаук
 
 
«Универзитет есть собрание учёных
людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству),
медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей
обучают. Академия же есть собрание учёных и искусных людей, которые не токмо
сии науки в своём роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но
и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении
протчих никакого попечения не имеют.
Хотя Академия из тех же наук и тако из
тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в
иных государствах для множества учёных людей, из которых разные собрания
сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая
токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в
спекуляциях (розмышлениях) и розисканиях своих, отчего как профессоры в
универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а
универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не
отведён был, и тако младые люди оставлены были».
 
«ПоложениеПетра I об учреждении Академии наук и художеств», 1724 г.
 
ре�< ��P�
��
�стия из
«новые крепости Петербурга». Иностранные известия о русских событиях помещались
целиком без всяких примечаний».

 
С. М.Соловьёв
 
Прикрепления: 0318747.doc (22.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz