18 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия «Юности честное зерцало» «В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать… 2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить… А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво. 3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо. 4. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но всё, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли. 6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать. Ежели чьё мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться. Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать своё рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить, то поверенное дело содержать тайно. 8. С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать…» «Юностичестное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Ассамблея «В ноябре 1718 года объявлено было, каким порядком должны были собираться ассамблеи; в этом объявлении говорится, что ассамблея, или вольное собрание, составляется не для одной только забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и обо всём переговорить, также слышать, что где делается. Хозяин того дома, где должна быть ассамблея, должен повестить, что каждому вольно к нему приходить, как мужеского, так и женского пола. Ассамблея ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается. Хозяин не обязан гостей ни встречать, ни провожать ни потчевать, даже может и не быть дома; он обязан только очистить несколько покоев, приготовить столы, свечи, игры на столах, питьё для тех, кто попросит. Каждый может приехать и уехать когда угодно, между назначенными часами. Всякий в ассамблее может ходить, сидеть, играть; вставанья, провожанья и другие церемонии запрещаются под штрафом великого орла (осушения огромного кубка), только при приезде и отъезде поклоном почтить должно. В ассамблею могут ходить с вышних чинов до обер-офицеров и дворян, также знатные купцы и начальные мастеровые люди; лакеям и служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит». С. М.Соловьёв
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:19 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из первого выпуска«Ведомостей» «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трёх и двухпудовые и меньше. И ещё много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит. По веленьям его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек. Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путём. Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству. Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены. Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумерскую, и Керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а что взял запасов и пожитков он, поп, и тем удовольствовал солдат своих… На Москве, 1703, января в 2 день»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О «Юности честноезерцало» «В 1717 г. на русском языке появилась переводная книжка, которая стала руководством к светскому обращению, своего рода учебником светских приличий, то было «Юности честное зерцало». В этой книжке вслед за азбукой и цыфирью (счислением) изложены правила, как обращаться в свете, как сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, с носом и носовым платком, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече с знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне». В. О.Ключевский
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О введении гражданскойазбуки «Заставляя дворянство обучаться техническим наукам, Пётр хотел сделать его и проводником европейских светских обычаев и приличий в русское общество. С 1708 г. по его указу книги недуховного содержания стали печатать новым, «гражданским» шрифтом, сближенным по начертанию букв с латинским, как старый славяно-русский церковный шрифт имел сходство с греческим». В. О.Ключевский
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Сухаревой башне «В 1701 году в Сухаревой башне была открыта школа математических и морских наук. Для преподавания в этой школе был выписан англичанин Фанерсон с товарищами, который и начал обучать математике «добровольно хотящих, а иных же паче и с принуждением». Ежегодно школа выпускала до 700 учеников». М. К.Любавский
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:20 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об «Арифметике» ЛеонтияМагницкого «Леонтий Магницкий преподавал арифметику по учебнику, составленному им самим. Его «Арифметика, сиречь наука числительная», изданная в 1703 г. ещё славянским шрифтом, «по своему не всегда ясному изложению, чудовищной технике и большому объёму, должна была для большинства учеников представлять весьма тяжёлый труд», однако «арифметика Магницкого должна быть дорога для каждого русского потому, что она находилась в числе немногих книг, возбудивших любознательность Ломоносова, и ещё потому, что это было первое русское математическое сочинение, в котором, по словам самого автора, «разум весь собрал и чин, природно русской, а не немчин». Е. Ф.Шмурло
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:21 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об издании первойпечатной газеты в России «До Петра знать, что делалось у себя и в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближённых особ и бережно хранились, как тайна. Пётр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чём ныне какие есть и впредь будут, присылать в Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». На первом же листке вслед за известием, сколько вылито пушек в Москве, ведомости объявили, что «повелением его величества московские школы умножаются и сорок пять человек слушают философию и уже диалектику окончили. В Математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек. В Китайском государстве езуитов велми не стали любить за их лукавство, и иные из них и смертию казнены. Силы козацкие под полковником Самусем ежедневно умножаются, вырубя в Немирове коменданта, с своими ратными людьми город овладели, уже намерен есть Белую Церковь добывать». В середине года уже встречаем известия из «новые крепости Петербурга». Иностранные известия о русских событиях помещались целиком без всяких примечаний». С. М.Соловьёв
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:21 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об учреждении Академиинаук «Универзитет есть собрание учёных людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание учёных и искусных людей, которые не токмо сии науки в своём роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества учёных людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях (розмышлениях) и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведён был, и тако младые люди оставлены были». «ПоложениеПетра I об учреждении Академии наук и художеств», 1724 г. ре�<��P� �� �стия из «новые крепости Петербурга». Иностранные известия о русских событиях помещались целиком без всяких примечаний».
С. М.Соловьёв
|
|
| |
|