Понедельник, 20.01.2025, 19:12
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
22 Внутренняя политика Екатерины II
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:07 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
«Наказ» Екатерины II
 
 
«1. Закон Христианский научает нас
взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
 2. Полагая сие законом веры
предписанное правило за вкоренившееся или за долженствующее вкорениться в
сердцах целого народа, не можем иного кроме сего сделать положения, что всякого
честного человека в обществе желание есть или будет, видеть всё отечество своё
на самой вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия.
 3. А всякого согражданина особо
видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но
защищали его ото всех сему правилу противных предприятий.
 4. Но дабы ныне приступите ко
скорейшему исполнению такого, как надеемся, всеобщего желания, то, основываясь
на выше писанном первом правиле, надлежит войти в естественное положение сего
государства.
 5. Ибо законы, весьма
сходственные с естеством, суть те, которых особенное расположение соответствует
лучше расположению народа, ради которого они учреждены. В первых трёх следующих
главах описано сие естественное положение».
 
 
 
Прикрепления: __II.doc (21.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:07 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Жалованная грамотагородам
 
 
«А. Городовое положение
7. Власть имеющия места или лица да не
налагают на город новых податей, или служб, или тягостей; и буде от города
кто-либо требовать будет в противность узаконению или что городу трудно или
тягостно, то городовый магистрат в том имеет жалобу приносить губернскому
магистрату, равномерно доносить и Сенату, которому не налагать податей, или
служб, или тягостей без подписания руки императорскаго величества.
9. Городовому магистрату иметь книгу с
описанием домов, строений, мест и земель городских под нумерами, дабы желающие
дать в заём деньги на заклад дома или же кто дом, строение, место или землю
купить или нанять хочет, с тою книгою справясь, давать деньги мог с
надёжностию.
Б. О городовых обывателях.
Установление общества градскаго и о
выгодах общества градскаго
30. Городовые обыватели собираются по
приказанию и дозволению генерала-губернатора или губернатора как для
дозволенных городовых обывателям выборов, так и для выслушания предложений генерала-губернатора
или губернатора всякие три года в зимнее время.
31. …городской глава, бургомистры и
ратманы выбираются обществом городским чрез всякие три года по балам; старосты
же и судьи совестнаго суда выбираются тем же обществом всякой год по балам.
32. …губернскаго магистрата заседатели
и заседатели совестнаго суда выбираются губернским городом из купцов и мещан
губернскаго города чрез всякие три года по балам и представляются правителю или
губернатору; и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор дозволяет им
заседание.
33. Заседатели и суды выбираются
мещанством из мещан, на месте живущих, или из тех, кои в городовой
обывательской книге того города написаны суть, но неотлучны по торгу и промыслу
бывают.
46. …при каждом городовом магистрате
учреждается городовый сиротский суд для купеческих и мещанских вдов и
малолетних сирот.
48. …городовому сиротскому суду
поручается попечение не токмо о оставших в том городе после всякаго звания
жителей малолетних сирот и их имении, но и о вдовах и их делах. 49. Обществу
градскому запрещается избирать для тех должностей кои по силе учреждений
выбором наполняются, мещанина, который в том городе не имеет капитала, с
котораго проценты ниже пятидесяти рублей и который моложе двадцати пяти лет.
50. В обществе градском мещанин,
который капитала не имеет, с котораго проценты ниже пятидесяти рублей, и моложе
двадцати пяти лет, присутствовать может, но голоса не имеет.
51. В обществе градском мещанин быть
может безкапитальный и моложе двадцати пяти лет, но сидеть не должен, ни голоса
иметь, ни выбран быть не может для тех должностей, кои наполняются обществом
градским.
53. В городе составить городовую
обывательскую книгу, в коей вписать обывателей того города, дабы каждому
гражданину своё достояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию.
55. В городовой обывательской книге
вписать имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом или строение, или
земли имеющаго, или в гильдии или в цех записаннаго, или мещанским промыслом
промышляющаго.
56. Буде кто не вписан в городовую
обывательскую книгу того города, тот не только не принадлежит к гражданству
того города, но да и не пользуется мещанскою выгодою того города».
 
Жалованнаяграмота городам
 
Прикрепления: 6131396.doc (26.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:07 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Жалованнаяграмота дворянству
 
 
«А. О личных преимуществах дворян
2. Не токмо империи и престолу
полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное
состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того
изстари, ныне да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство не
отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются,
и следственно:
5. Да не лишится дворянин или дворянка
дворянскаго достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением,
основаниям дворянского достоинства противным.
6. Преступлении, основания дворянского
достоинства разрушающия и противныя, суть следующия: 1. Нарушение клятвы.
2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякаго рода. 5. Лживыя поступки. 6.
Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное
наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобныя
преступления учинить.
7. Но понеже дворянское достоинство не
отъемлется, окроме преступления; брак же есть честен и законом божиим
установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да
не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она дворянства.
8. Без суда да не лишится благородной
дворянскаго достоинства.
9. Без суда да не лишится благородной
чести.
10. Без суда да не лишится благородной
жизни.
11.Без суда да не лишится благородной
имения.
12. Да не судится благородной, окроме
своими равными.
15. Телесное наказание да не коснётся
до благородного.
18. Подтверждаем благородным,
находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить
увольнения по сделанным на то правилам.
19. Подтверждаем благородным
дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав и выезжать в
чужие краи.
28. Благородным дозволяется иметь
фабрики и заводы по деревням.
35. По деревням помещичей дом имеет
быть свободен от постоя.
36. Благородной самолично изъемлется
от личных податей.
Б. О собрании дворян, установлении
общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества
37. Нашим верноподданным дворянам
жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять
дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными
правами, выгодами, отличностями и преимуществами.
39. Собранию дворянства в
наместничестве дозволяется избрать губернскаго предводителя дворянства той
губернии…
47. Собранию дворянства дозволяется
представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и
пользах.
48. Подтверждается собранию дворянства
дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и
императорскому величеству на основании узаконений.
62. Собранию дворянства запрещается
избирать для тех должностей, кои по силе учреждений выбором наполняются,
дворянина, котораго доход с деревень ниже ста рублей составляет, и которой
моложе двадцати пяти лет.
63. В собрании дворянства дворянин,
которой сам не владеет деревнею и моложе двадцати пяти лет, присутствовать
может, но голоса не имеет.
64. В собрании дворянства быть может
дворянин, которой вовся не служил, или, быв в службе, до обер-офицерскаго чина
не дошёл (хотя бы обер-офицерской чин ему при отставке и был; но с заслуженными
сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбран
быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства».

 
Жалованная грамота дворянству
 
Прикрепления: 7063888.doc (30.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:08 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из «Путешествия изПетербурга в Москву»
 
 
«Вольные люди, ничего не преступившие,
в оковах, продаются как скоты!  О законы!
Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге! Не явное  ли  се
вам посмеяние? Но паче еще того посмеяние 
священного  имени  вольности. 
О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные,  яряся 
в  отчаянии  своем, 
разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы
бесчеловечных  своих господ, и кровию
нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их
исторгну лися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они
других о себе мыслей и права угнетения лишенны. Не мечта сие, но взор проницает
густую завесу времени, от  очей  наших 
будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие. — С негодованием отошел
я от толпы».
 
«Путешествиеиз Петербурга в Москву»
 
Прикрепления: 6964792.doc (21.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:08 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О«Наказе» Екатерины II
 
 
«Наказ Комиссии составлен был
Екатериною под влиянием положений современной европейской науки;
преимущественно Екатерина пользовалась знаменитым сочинениями Беккариа «О
преступлениях и наказаниях» и Монтескье «Дух законов». В Наказе говорится об
общих обязанностях человека как гражданина и о том, что лучшие законы для
государства суть те, которые соответствуют его естественному положению и
сообразны с нравами народа. Из естественного положения Российского государства
выведено, что для него всякое правление, кроме монархического самодержавного,
не только было бы вредно, но и вконец разорительно. Равенство всех граждан
состоит в том, чтобы все подчинены были одинаким законам; вольность есть право
делать всё то, что законы дозволяют. Весьма худая та политика, которая
переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями; есть способы,
перемену обычаев вводящие: к сему служат примеры (так, во второй половине XVIII
века отвергнут способ действия, господствовавший в начале века; Пётр законом
вводил перемену обычаев). Послабление состоит в ненаказании преступления, а не
в умеренности наказания. Последуем природе, давшей человеку стыд вместо бича, и
пускай самая большая часть наказания будет бесчестие, в претерпении наказания
заключающееся. Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно,
должно отменить… Употребление пытки противно здравому естественному
рассуждению. Пытка есть надёжное средство осудить невинного, имеющего слабое
сложение, и оправдать беззаконного, на силы и крепость свою уповающего… Хотите
ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб просвещение распространилось между
людьми. Наконец, самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей
лучшими есть приведение в совершенство воспитания. В толь великом государстве
(Российском), распространяющем своё владение над толь многими разными народами,
весьма вредный для спокойства и безопасности граждан был бы порок —
запрещение им различных вер».
 
С. М. Соловьёв. «История России сдревнейших времен»
 
Прикрепления: ___II.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:08 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О «Путешествии изПетербурга в Москву»
 
 
«Путешествие из Петербурга в Москву»
слишком больно задело самолюбие императрицы. Екатерина, слишком любившая
похвалу, привыкшая слушать истину, говоримую с улыбкой, приправленную
значительной долей лести, в книге Радищева встретилась с такой свободой речи и
смелостью критики, от которых она давно уже отвыкла в применении к русской
действительности; вдобавок она терзалась призраками революции и с опаской
вглядывалась в настроение русского общества, склонная всюду видеть
революционеров. Прочитав 30 страниц произведения Радищева, Екатерина подвергла
его суровой критике. «Намерение сей книги, — писала Екатерина, — в каждом листе
видно. Сочинитель наполнен и заражён французским заблуждением, ищет всячески
умаления власти и защищает всё, способствующее приведению крестьян в
непослушание».
По приказанию Екатерины Сенат судил
Радищева и присудил его к смертной казни, которую императрица заменила ему
десятилетней ссылкой».
 
М.К. Любавский 
 
Прикрепления: 8517180.doc (21.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:09 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О жалованной грамотедворянству
 
 
«Грамотой 1785 г. завершён был
тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на
пространстве всего XVIII в. При Петре Великом дворянин определялся
обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право
принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин
облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При
Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и
положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную
повинность и получил некоторые исключительные личные права. Наконец, при
Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации,
привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота
1785 г. установила, что дворянин не может иначе как по суду лишиться
своего звания, передаёт его жене и детям; судится только равными себе, свободен
от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем,
что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может
принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского
чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина».
 
С. Ф.Платонов. «Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: 3399969.doc (22.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:09 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О Николае Новикове
 
 
«Из людей этого мистического
направления особенно замечателен Новиков, начавший свою деятельность изданием
сатирических журналов, которых выходило много при Екатерине: цель их была
осмеяние тех же недостатков общества, которые осмеивала и комедия. Потом
Новиков приступил к изданию сборника исторических материалов, известного под
именем «Древней Российской Вивлиофики». В Москве вместе с профессором тамошнего
университета Шварцем Новиков основал в 1781 году Дружеское учёное общество,
целью которого было печатание учебных книг и даровая раздача их по учебным
заведениям. Около Новикова собралось много даровитых и трудолюбивых молодых
людей, которые занимались переводами книг и участвовали в изданиях Новикова; в
числе этих молодых людей был и Карамзин.
Императрица Екатерина не любила
мистиков, не любила тайных масонских обществ (Новиков был масоном, масонство —
религиозно-нравственное движение, возникшее в начале 18 столетия в
Великобритании, связанное с удовлетворением религиозной потребности на
внецерковной основе), смеялась над их членами в своих комедиях; по её мнению,
было непонятно, зачем люди, объявляющие, что желают добра ближним, окружают
себя таинственностью и мраком, тогда как им никто не препятствует делать
всевозможное добро без всяких фокусов. Новиков в конце царствования подвергся
преследованию по отношениям политическим».
 
С.М. Соловьёв
 
Прикрепления: 1062141.doc (22.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:09 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Политика«Просвещённого абсолютизма»
 
 
«Екатерина ещё в молодости увлекалась
французской литературой; вступив на престол, она спешила завести прямые
сношения с вождями литературного движения. Увлечённая частью общим течением,
Екатерина при этом руководилась и некоторыми дипломатическими соображениями;
она старалась заискивать у французских литераторов, придавая большую цену
парижским мнениям о себе и своих делах. До нас дошла любопытная переписка её с
Вольтером, начавшаяся в 1763 г. и продолжавшаяся до 1778 — до смерти
Вольтера. В этой переписке оба корреспондента не щадили комплиментов друг
другу. Сотруднику Дидро по изданию Энциклопедии Даламберу Екатерина даже
предложила взять на себя воспитание наследника русского престола великого князя
Павла, она долго и сильно пеняла Даламберу за отказ от этого предложения. И сам
Дидро не был обойдён её милостями. Узнав, что издатель Энциклопедии нуждается в
деньгах, она купила у него огромную библиотеку за 15 тыс. франков и
оставила её при Даламбере, назначив его библиотекарем с жалованьем по тысяче
франков в год».
 
В. О. Ключевский
 
Прикрепления: 8820431.doc (25.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:09 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Указ о секуляризациицерковных земель
 
 
«2) Все архиерейские домы, и мужские и
девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три
класса, на которые, так как и на вотчинные и ружные соборы и церкви, сделали
особенные штаты и в них именно означили, сколько домов архиерейских и мужеских
и девичьих монастырей в тех классах по древним их степеням быть; сколько
соборов и церквей ружных, и что по тем штатам из Коллегии экономии в каждой из
них, вместо денежной суммы отпускать всякий год должно.
3) С некоторого времени, отступя от
прежнего порядка, посвящалися архиепископы, епископы, архимандриты и игумены не
по степеням их епархии и монастырей, но для сохранения древнего обыкновения, в
первые два класса. Мы ныне определяем архиепископов, а в третий посвящать
указали епископов: тоже и в монастырях повелели; в первых двух классах быть
архимандритам, а в третий посвящать игуменов…
5) Белое священство во всём нашем
государстве, каждому известно, в каком до сего времени находится ещё
неустройстве. Наше главное попечение, чтоб учреждением полезных училищ во всех
епархиях положить впредь такое основание, по которому бы мало помалу священники
при церквах не токмо способнее были поучениями просвещать простой народ, по и
своим образом жития пример подавать поучаемому народу в вере спасительной, от
которой истекает всё благонравие и доброе согражданство. Но понеже ещё сей
части учреждения мы не совершили, а уповаем с Божиею помощью и то к желаемому
концу вскоре привести, то предварительно ныне избавили мы только всё помянутое
белое священство от сбору им разорительного данных денег с церквей, который
прежними патриархами был установлен, и по сие время в отягощение священству
продолжался, и оный вовсе сложили; так как собираемую часть хлеба с монастырей
20-ю, а с церквей 30-ю, на семинарии, к немалому оскудению того же священства
до сего бывшие отставили, а определили вместо оной на училища от той же
Коллегии экономии знатную повсягодно денежную отпускать сумму; которая тогда
будет известна, когда наше учреждение о семинариях в народ объявится; причём мы
не оставим и о других выгодах до благосостояния того белого священства, по
приличию их сана, полезные учинить определения».
 
Указо секуляризации церковных земель
 
Прикрепления: 5801431.doc (24.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz