24 Быт XV-XVI вв
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:02 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Белый город «К царствованию Федора Ивановича, сына Ивана IV Васильевича Грозного, московские слободы, или загородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть загородий от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной и валом. Работа началась в 1587 году и окончена в два года с небольшим. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена и вал начаты от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки, Мясницкой, Сретенки, Петровки, Тверской, Никитской, Арбата и Пречистенки, и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря стена упиралась в Москву-реку, где находились тогда громадные лесные склады. Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот: Яузские, названные по реке Яузе; Покровские, названные так потому, что вели в село Покровское; Мясницкие, названные так потому, что здесь отведено было место под слободу мясников; Сретенские, названные по монастырю Сретенья иконы Божьей Матери; Петровские –– по Петровскому монастырю; Тверские –– по дороге, ведущей в Тверь; Никитские –– по Никитскому монастырю; Арбатские –– по улице Арбат; Пречистенские –– по улице Пречистенке. Все эти ворота, ведя в Белый город, были весьма сходны формой своей с воротами стены Китай-города. Ворот этих, как и самой стены, давно уже не существует, но места, где они находились, до сих пор сохраняют их название. Ворота стояли на границах улиц; они на ночь запирались железными затворами, и при них находились сторожа, называемые воротниками. Воротники жили у церкви Св. Пимена, за Новой слободой, почему и место до сих пор известно под названием Воротники. Стена Белого города существовала до времен императрицы Елизаветы Петровны и тогда, когда пришла в ветхость, сломана. При императрице Екатерине II вал был заровнен и по направлению этого вала, составляющего предел Белого города, посажены были проспектом березы и образованы бульвары. Из них особенно был замечателен Тверской, простирающийся от Тверской улицы до Никитской. Это один из первых и длиннейших бульваров. Всех же бульваров было устроено одиннадцать. На месте же бывших ворот находятся теперь площади».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:03 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Земляной город «Земляной город образовался при царе Федоре Ивановиче в 1591−1592 годах и охватывает описанные нами Кремль, Китай-город и Белый город. По словам одного из спутников Марка Варкача, приезжавшего в Москву в 1593 году послом римского императора, стена Земляного города была деревянная, в три добрые сажени толщины, со множеством башен, что придавало городу издали необыкновенно величавый и красивый вид. В ней все ворота были совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с трехконечными башнями. Всего их было 34, и из них двое были каменные –– Серпуховские и Калужские. Во время смут и неурядиц междуцарствия стена эта была сожжена поляками. Царь Михаил Федорович в 1618 году приказал ее возобновить и обнести земляным валом, подобным тогдашним голландским укреплениям с бастионами. Воля его была исполнена, но уже не враги, а время начало разрушать стену, так что в 1783 году главнокомандующий Москвы, граф Чернышев, уничтожив стену и некоторые из ворот, возобновил один вал, который вскоре сделался любимым местом гуляний для москвичей. Мало-помалу разрушился и вал, и на его месте образовалась широкая улица; она в некоторых местах носит название Садовой, в некоторых же ––- Земляного вала, Валовой улицы и, наконец, засажена бульварами (Новинский, Смоленский, Зубовский). В Земляном городе продолжались многие улицы, начинавшиеся в Белом городе, как-то: Чертольская (Пречистенка), Арбатская, Тверская (Царская), Дмитровская, Сретенская, Покровская и др. Кроме того, были малые улицы и множество переулков, проездов и тупиков. Земляной город исстари разделялся собственно на Земляной и на Замоскворечье. В них помещались стрелецкие слободы и другие, преимущественно в Замоскворечье, и находились урочища, в названиях которых отражается быт и значение Земляного города: Могильцы, Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи, Воротники, Пушкари, Грачи, Мясники, Огородники, Садовники, Кадаши, Толмачи, Басманники, Яндовы, Бронники, Бараши, Конюшки. Кроме этих слобод в Земляном городе были еще ямские слободы: Коломенская, Дорогомиловская, Тверская, Переяславская, Рогожская. Они были населены одними ямщиками, которые обязаны были содержать почтовую гоньбу. В Замоскворечье исстари находилась Татарская слобода, потому что татары селились большей частью близ тех концов Москвы, в которые они въезжали из своей Орды. По уничтожении владычества татар и по принятии ими подданства России они обжились там как в своем отечестве, настроили мечетей благодаря веротерпимости наших государей и расселились по другим смежным и дальним улицам, дав им и свои названия, например: Ордынка, Балчуг, Таганка. В Замоскворечье же первоначально была и Немецкая слобода, близ Спаса, что в Наливках». И. К. Кондратьев. «Седая старинаМосквы»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:03 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Москве «Внутри этих каменных, земляных и деревянных оград, называемых общим именем городов, стояли казенные здания. Там была приказная изба, где сосредоточивалось управление города; перед сенями приказной избы ставили пушку. Вблизи приказной избы находился воеводский двор, огороженный забором или заметом, с разными постройками внутри, необходимыми по тогдашнему образу жизни –– горницами, избами, погребом, ледником, мыльней, поварней. Затем следовали дворы священников и церковнослужителей, церковь, которая обыкновенно числилась соборной или главной над церквями всего посада, прилегавшего к городу. Далее были казенный погреб для хранения зелейной казны (то есть пороха), пушечный амбар, где хранились свинец, пули, ядра и оружие. Для этих хранилищ делались здания земляные или каменные, а иногда вместо особых построек они помещались в стенах и башнях или же во внутренних пристройках к стенам. В городе находилась государева житница, откуда раздавались служилым хлебные запасы или хлебное царское жалованье. В городе была тюрьма, иногда помещаемая в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном, иногда же в срубе, засыпанном совершенно землей. В городе находились избы служилых стрельцов, пушкарей; но в каменных городах эти помещения устраивались и в стенах. Наконец, в городе были дворцы разных частных лиц, особенно дворян и детей боярских, имевших свои поместья в уезде. Эти дворы строились ими на случай опасности, когда придется прятаться в осаду от неприятеля. В обыкновенное мирное время хозяева таких дворов там не жили, а оставляли дворников из бобылей, которые занимались каким-нибудь ремеслом или промыслом и тем содержались и вместе с тем управляли дворами за право жить в них. Сверх этих частных осадных дворов были еще казенные осадные избы, построенные для простонародья на случай военного времени… Избы эти были столь просторны, что в них по нужде помещалось до двухсот человек…». Н. И.Костомаров. «Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:04 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О московском посаде «Тут жило торговое и промышленное городское население, обложенное государевым тяглом, а рядом с ним помещались разного рода служилые люди: стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, казаки, рассыльщики и т. п. Иногда, впрочем, эти служилые люди и некоторые промышленники выселялись из города и составляли примыкавшие к нему слободы, каковы: стрелецкая, казацкая, пушкарская, рыбная, ямская и пр. На посаде было несколько церквей, земская изба, гостиный двор, где обязаны были останавливаться приезжие торговцы, таможный двор, торговые ряды с лавками, амбары для товарных складов и кружечные дворы, т. е. казенные кабаки. Дворы тяглых посадских людей назывались «черные», т, е. обложенные податями, а дворы служилых людей считались белыми. К последним причислялись дворы церковнослужителей и монастырские. Хотя посады, по обилию лавок и торговых шалашей или палаток и по еженедельным торжкам или базарам, имели торгово-промышленный характер, однако едва ли не половина посадских обитателей занималась земледелием или сельским хозяйством».
Д. И.Иловайский
Прикрепления:
__.doc
(26.0 Kb)
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:04 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О пище русского народа «Простой народ питался довольно умеренно: хлеб, квас, соль, чеснок и лук составляли обыкновенную его пищу. Голод и холод он переносил терпеливо. Идя на войну, он нес в своей сумке сухари и овсяную муку, которую замешивал на воде ложкою и делал толокно. Щи, каша и кисель овсяный готовились повсюду дома. Щи приготовлялись с куском свиного сала или говядины. Они были любимым кушаньем и при дворе. Царь Иоанн IV, обедая однажды с князем О. Гвоздевым, рассердился на него за какое-то дело и в гневе своем велел вылить на него миску горячих щей. Хороший хлеб, рыба свежая и соленая, яйца, огородные овощи: капуста, огурцы соленые, на уксусе и свежие, репа, лук и чеснок считались лучшими кушаньями, и только в XVI в. мы узнали от англичан и голландцев салат, который считали прежде за траву. Масло и творог нехорошо выделывали у нас… Вареная и жареная рыба, икра волжская и балык составляли любимое кушанье. К столу подавали уху скоромную и постную, как-то: юрму, уху с курицею на шафране; уху черную, белую с умачем и манты, готовленные с курицею; калью с лимонами, огурцами и лапшою; уху рыбную с пряными кореньями. Домашнюю птицу и дичь кушали не так охотно. В летнее время подавали к столу ботвинью, которая приготовлялась на квасе с рыбою и щавелем. Окрошку делали во всякое время из жаркого и огурцов и часто подливали к ней квас или кислые щи. Блины, давно употребляемые при поминовении, готовились по праздникам. Оладьи пеклись с сыром и на яйцах и составляли лакомое кушанье. Были еще оладьи с сахаром, блины красные и тонкие и сырники на яйцах… Простое сословие чаще употребляло: толокно, щи, квас и ржаной хлеб; но все страстно любили приправлять кушанье луком и чесноком. Бедные пили за обедом квас, а богатые вино и мед. Один иностранец рассказывает: кто шел в гости, тот непременно носил с собою мед и угощал им, хвалясь превосходством своего приготовления».
А. В.Терещенко. «Быт русского народа»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:05 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О русских городах «Потребность возведения городов возрастала у нас вместе с расширением пределов русского мира. Города возникали прежде, чем поселения; в местах незаселенных, чтобы дать возможность жителям существовать в новом поселении, надо было организовать для них оборону. Таким образом, южные степи Московского государства заселялись не иначе, как под прикрытием множества городов, городков, острогов, засек и всякого рода укреплений; в низовьях Волги долгое время только города, уединенно стоявшие на сотни верст один от другого, указывали на господство русской державы в безлюдной земле. В Сибири каждый шаг подчинения земель власти государя сопровождался постройкой городов и острогов. Повсюду в XVI и XVII веках постройка городов была одной из первых забот правительства и городовое дело — важнейшей из повинностей всего народа. Когда в старых актах говорилось о постройке городов, то разумеется под этим возведение и устройство укреплений, и в этом случае само слово «город» означало ограду, а не то, что находилось в ней; говорилось: города каменные (включая в это название и кирпичные), города деревянные и земляные. В XVI веке каменных и кирпичных оград было чрезвычайно мало, исключая монастырские стены, которые чаще, чем городские, делались из кирпича… Города располагались так, чтобы около них находилась естественная защита: вода или ущелья; часто одна сторона стены, а иногда и несколько сторон примыкали к озеру, пруду или болоту; с других сторон, менее обезопасенных местоположением, под стенами проводился ров… Часто город, окруженный деревянной стеной и рвом, был еще раз обведен осыпью или деревянной стеной — так называемым острогом, а между городом и острогом находилось поселение…».
Н. И. Костомаров. «Очерки домашней жизни и нравов великорусскогонарода в XVI и XVII столетиях»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:05 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О сельских поселениях «Погост, село, сельцо, деревня, поселок, займище были поселения земледельческого класса. В древности погостом называлось поселение с церковью, при которой всегда сосредоточивались сношения окрестных жителей и установлялся административный центр. Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, они, естественно, начали утрачивать прежнее преимущественное значение и назывались вообще только селами. …Различие между селом и сельцом заключалось только в величине их. Деревни были поселения без церквей. Починки были маленькие деревушки, недавно заселенные. Займище было небольшое поселение на дикой земле, занятое обыкновенно одним двором. Когда к этому двору присоединялись другие, то из займища образовывался починок; починок по прошествии времени, которое лишало его значения новизны, и по мере возраставшего населения переименовывался в деревню; а наконец, с постройкою церкви деревня изменялась в сельцо и, с умножением народонаселения, в село».
H. И.Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусскогонарода в XVI и XVII столетиях»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О царских обедах «До нас не дошли сведения о семейных обедах бояр, дворянства и остального сословия. Есть некоторые известия о великокняжеских обедах, которые могут несколько ознакомить нас с тогдашним вкусом. В большой комнате ставились в несколько рядов длинные столы. По подании на стол кушанья объявлялось царю: «Государь! Кушанье подано». Тогда он отправлялся в столовую и садился на возвышенном месте; подле царя садились его братья или митрополит; там вельможи, чиновники и простые воины, отличенные заслугами… Первым блюдом всегда были жареные лебеди. За обедом разносили кубки с мальвазией и другими греческими винами. Государь посылал со стола своего кушанье в знак особой милости отличенному им гостю, который тогда вставал и кланялся ему. Другие также вставали из уважения к милостивому гостю, а он должен был им кланяться. Во время обедов вели разговоры без принуждения. Обедывали серебряными ложками, которые сделались у нас известными в конце X века. При обедах царских находились: крайчий, чашник и чарошники; каждый из них смотрел за своевременным подаванием кушанья и напитков; но сверх их назначались еще к столу особые чиновники, которые должны были «встолы смотреть и встолы всказывать». Они подавали за столами ковши или чаши, кому государь приказывал… Иностранцы с изумлением отзывались о пышности царского стола: гости пили и ели из золотых сосудов; слуги во время обедов три раза переменяли свое платье, и обед продолжался до ночи. Обеды Иоанна IV продолжались по шести часов; от 600 до 700 гостей пресыщалось не только изобильными, но дорогими яствами, плодами и винами. Однажды в Кремлевских палатах обедало 2000 ногайских воинов… За торжественными царскими обедами служили по 200 и 300 жильцов в парчовой одежде, с золотыми цепями на груди и в черных лисьих шапках. Государь садился на возвышенном месте; слуги низко кланялись ему и потом, по два в ряд, отправлялись за кушаньем. Между тем подавали водку; на столах тогда ничего не ставилось, кроме хлеба, соли, уксуса, перца, ножей и ложек; тарелок и салфеток не знали. За одним разом приносили сто блюд и более, отведанные поваром при стольнике; после отведывались крайчим, в глазах царя. Потом царь посылал гостям ломти хлеба, яства, вина, мед и в конце стола раздавал сам сушеные венгерские сливы. Всякий гость отпускался домой с блюдом мяса или пирогов.Поныне соблюдается обыкновение, что хозяйка при отпускании гостей от обеда или ужина навязывает им узелки с разными лакомствами: пряниками, орехами, сушеными плодами, пирогами сладкими и пр. Крайнею было бы для нее обидою, если бы не приняли. Хлеб-соль — дар Божий, говорят русские. Не принять хлеба — значит прогневить Бога».
А. В.Терещенко. «Быт русского народа»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об одежде знатных женщин «Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруз, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по крайней мере серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из золотой парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России. Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же». Джильс Флетчер. «О русском государстве»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об одежде знатных людей «Одежда их [русских] сходна с греческой. Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями… Сверх тафьи носят большую шапку из меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой или длинной тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх рубахи (разукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну) надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферязью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги, которые носят с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи… Боярские дети, или дворяне, одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое».
Джильс Флетчер. «О русскомгосударстве»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 11 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об одежде простых людей «Что касается до мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна, с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так одеваются они зимой. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы».
Джильс Флетчер. «О русскомгосударстве»
|
|
| |
|