Понедельник, 20.01.2025, 20:07
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
24 Быт XV-XVI вв
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:02 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Хрестоматия
 
 
 
Белый город
 
 
«К царствованию Федора Ивановича, сына
Ивана IV Васильевича Грозного, московские слободы, или загородья, значительно
распространились. Желая оградить и эту часть загородий от нашествия врагов,
повелено было обнести ее каменной стеной и валом.
Работа началась в 1587 году и окончена
в два года с небольшим. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена и
вал начаты от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой
поперек нынешних улиц: Покровки, Мясницкой, Сретенки, Петровки, Тверской,
Никитской, Арбата и Пречистенки, и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского
девичьего монастыря стена упиралась в Москву-реку, где находились тогда
громадные лесные склады.
Стена Белого города имела 28 башен и 9
ворот: Яузские, названные по реке Яузе; Покровские, названные так потому, что
вели в село Покровское; Мясницкие, названные так потому, что здесь отведено
было место под слободу мясников; Сретенские, названные по монастырю Сретенья
иконы Божьей Матери; Петровские –– по Петровскому монастырю; Тверские –– по
дороге, ведущей в Тверь; Никитские ––  по
Никитскому монастырю; Арбатские –– по улице Арбат; Пречистенские –– по улице
Пречистенке. Все эти ворота, ведя в Белый город, были весьма сходны формой
своей с воротами стены Китай-города. Ворот этих, как и самой стены, давно уже
не существует, но места, где они находились, до сих пор сохраняют их название.
Ворота стояли на границах улиц; они на ночь запирались железными затворами, и
при них находились сторожа, называемые воротниками. Воротники жили у церкви Св.
Пимена, за Новой слободой, почему и место до сих пор известно под названием
Воротники.
Стена Белого города существовала до
времен императрицы Елизаветы Петровны и тогда, когда пришла в ветхость,
сломана. При императрице Екатерине II вал был заровнен и по направлению этого
вала, составляющего предел Белого города, посажены были проспектом березы и
образованы бульвары. Из них особенно был замечателен Тверской, простирающийся
от Тверской улицы до Никитской. Это один из первых и длиннейших бульваров. Всех
же бульваров было устроено одиннадцать. На месте же бывших ворот находятся
теперь площади».
Прикрепления: 3097822.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:03 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Земляной город
 
 
«Земляной город образовался при царе
Федоре Ивановиче в 1591−1592 годах и охватывает описанные нами Кремль,
Китай-город и Белый город. По словам одного из спутников Марка Варкача,
приезжавшего в Москву в 1593 году послом римского императора, стена Земляного
города была деревянная, в три добрые сажени толщины, со множеством башен, что
придавало городу издали необыкновенно величавый и красивый вид. В ней все
ворота были совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с
трехконечными башнями. Всего их было 34, и из них двое были каменные ––
Серпуховские и Калужские. Во время смут и неурядиц междуцарствия стена эта была
сожжена поляками. Царь Михаил Федорович в 1618 году приказал ее возобновить и
обнести земляным валом, подобным тогдашним голландским укреплениям с
бастионами. Воля его была исполнена, но уже не враги, а время начало разрушать
стену, так что в 1783 году главнокомандующий Москвы, граф Чернышев, уничтожив
стену и некоторые из ворот, возобновил один вал, который вскоре сделался
любимым местом гуляний для москвичей. Мало-помалу разрушился и вал, и на его
месте образовалась широкая улица; она в некоторых местах носит название
Садовой, в некоторых же ––- Земляного вала, Валовой улицы и, наконец, засажена
бульварами (Новинский, Смоленский, Зубовский).
В Земляном городе продолжались многие
улицы, начинавшиеся в Белом городе, как-то: Чертольская (Пречистенка),
Арбатская, Тверская (Царская), Дмитровская, Сретенская, Покровская и др. Кроме
того, были малые улицы и множество переулков, проездов и тупиков. Земляной
город исстари разделялся собственно на Земляной и на Замоскворечье. В них помещались
стрелецкие слободы и другие, преимущественно в Замоскворечье, и находились
урочища, в названиях которых отражается быт и значение Земляного города:
Могильцы, Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи, Воротники, Пушкари, Грачи,
Мясники, Огородники, Садовники, Кадаши, Толмачи, Басманники, Яндовы, Бронники,
Бараши, Конюшки. Кроме этих слобод в Земляном городе были еще ямские слободы:
Коломенская, Дорогомиловская, Тверская, Переяславская, Рогожская. Они были
населены одними ямщиками, которые обязаны были содержать почтовую гоньбу. В
Замоскворечье исстари находилась Татарская слобода, потому что татары селились
большей частью близ тех концов Москвы, в которые они въезжали из своей Орды. По
уничтожении владычества татар и по принятии ими подданства России они обжились
там как в своем отечестве, настроили мечетей благодаря веротерпимости наших
государей и расселились по другим смежным и дальним улицам, дав им и свои
названия, например: Ордынка, Балчуг, Таганка. В Замоскворечье же первоначально
была и Немецкая слобода, близ Спаса, что в Наливках».
 
И. К. Кондратьев. «Седая старинаМосквы»
Прикрепления: 6826912.doc (29.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:03 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О Москве
 
 
«Внутри этих каменных, земляных и
деревянных оград, называемых общим именем городов, стояли казенные здания. Там
была приказная изба, где сосредоточивалось управление города; перед сенями
приказной избы ставили пушку. Вблизи приказной избы находился воеводский двор,
огороженный забором или заметом, с разными постройками внутри, необходимыми по
тогдашнему образу жизни –– горницами, избами, погребом, ледником, мыльней,
поварней. Затем следовали дворы священников и церковнослужителей, церковь,
которая обыкновенно числилась соборной или главной над церквями всего посада,
прилегавшего к городу. Далее были казенный погреб для хранения зелейной казны
(то есть пороха), пушечный амбар, где хранились свинец, пули, ядра и оружие.
Для этих хранилищ делались здания земляные или каменные, а иногда вместо особых
построек они помещались в стенах и башнях или же во внутренних пристройках к
стенам. В городе находилась государева житница, откуда раздавались служилым
хлебные запасы или хлебное царское жалованье. В городе была тюрьма, иногда
помещаемая в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном, иногда же в
срубе, засыпанном совершенно землей. В городе находились избы служилых
стрельцов, пушкарей; но в каменных городах эти помещения устраивались и в
стенах. Наконец, в городе были дворцы разных частных лиц, особенно дворян и
детей боярских, имевших свои поместья в уезде. Эти дворы строились ими на
случай опасности, когда придется прятаться в осаду от неприятеля. В
обыкновенное мирное время хозяева таких дворов там не жили, а оставляли
дворников из бобылей, которые занимались каким-нибудь ремеслом или промыслом и
тем содержались и вместе с тем управляли дворами за право жить в них. Сверх
этих частных осадных дворов были еще казенные осадные избы, построенные для простонародья
на случай военного времени… Избы эти были столь просторны, что в них по нужде
помещалось до двухсот человек…».
 
Н. И.Костомаров. «Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII
столетиях»
Прикрепления: 1667235.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:04 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О московском посаде
 
 
«Тут жило торговое и промышленное
городское население, обложенное государевым тяглом, а рядом с ним помещались
разного рода служилые люди: стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, казаки,
рассыльщики и т. п. Иногда, впрочем, эти служилые люди и некоторые
промышленники выселялись из города и составляли примыкавшие к нему слободы,
каковы: стрелецкая, казацкая, пушкарская, рыбная, ямская и пр. На посаде было
несколько церквей, земская изба, гостиный двор, где обязаны были останавливаться
приезжие торговцы, таможный двор, торговые ряды с лавками, амбары для товарных
складов и кружечные дворы, т. е. казенные кабаки. Дворы тяглых посадских людей
назывались «черные», т, е. обложенные податями, а дворы служилых людей
считались белыми. К последним причислялись дворы церковнослужителей и
монастырские. Хотя посады, по обилию лавок и торговых шалашей или палаток и по
еженедельным торжкам или базарам, имели торгово-промышленный характер, однако
едва ли не половина посадских обитателей занималась земледелием или сельским
хозяйством».

Д. И.Иловайский 
Прикрепления: __.doc (26.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:04 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О пище русского народа
 
 
«Простой народ питался довольно
умеренно: хлеб, квас, соль, чеснок и лук составляли обыкновенную его пищу.
Голод и холод он переносил терпеливо. Идя на войну, он нес в своей сумке сухари
и овсяную муку, которую замешивал на воде ложкою и делал толокно. Щи, каша и
кисель овсяный готовились повсюду дома. Щи приготовлялись с куском свиного сала
или говядины. Они были любимым кушаньем и при дворе. Царь Иоанн IV, обедая
однажды с князем О. Гвоздевым, рассердился на него за какое-то дело и в гневе
своем велел вылить на него миску горячих щей.
Хороший хлеб, рыба свежая и соленая,
яйца, огородные овощи: капуста, огурцы соленые, на уксусе и свежие, репа, лук и
чеснок считались лучшими кушаньями, и только в XVI в. мы узнали от англичан и
голландцев салат, который считали прежде за траву. Масло и творог нехорошо
выделывали у нас…
Вареная и жареная рыба, икра волжская
и балык составляли любимое кушанье. К столу подавали уху скоромную и постную,
как-то: юрму, уху с курицею на шафране; уху черную, белую с умачем и манты,
готовленные с курицею; калью с лимонами, огурцами и лапшою; уху рыбную с
пряными кореньями. Домашнюю птицу и дичь кушали не так охотно. В летнее время
подавали к столу ботвинью, которая приготовлялась на квасе с рыбою и щавелем.
Окрошку делали во всякое время из жаркого и огурцов и часто подливали к ней
квас или кислые щи. Блины, давно употребляемые при поминовении, готовились по
праздникам. Оладьи пеклись с сыром и на яйцах и составляли лакомое кушанье.
Были еще оладьи с сахаром, блины красные и тонкие и сырники на яйцах…
Простое сословие чаще употребляло:
толокно, щи, квас и ржаной хлеб; но все страстно любили приправлять кушанье
луком и чесноком. Бедные пили за обедом квас, а богатые вино и мед.
Один иностранец рассказывает: кто шел
в гости, тот непременно носил с собою мед и угощал им, хвалясь превосходством
своего приготовления».

А. В.Терещенко. «Быт русского народа»
Прикрепления: ___.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:05 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О русских городах
 
 
«Потребность возведения городов
возрастала у нас вместе с расширением пределов русского мира. Города возникали
прежде, чем поселения; в местах незаселенных, чтобы дать возможность жителям
существовать в новом поселении, надо было организовать для них оборону. Таким
образом, южные степи Московского государства заселялись не иначе, как под
прикрытием множества городов, городков, острогов, засек и всякого рода
укреплений; в низовьях Волги долгое время только города, уединенно стоявшие на
сотни верст один от другого, указывали на господство русской державы в
безлюдной земле. В Сибири каждый шаг подчинения земель власти государя
сопровождался постройкой городов и острогов. Повсюду в XVI и XVII веках
постройка городов была одной из первых забот правительства и городовое дело —
важнейшей из повинностей всего народа. Когда в старых актах говорилось о
постройке городов, то разумеется под этим возведение и устройство укреплений, и
в этом случае само слово «город» означало ограду, а не то, что находилось в
ней; говорилось: города каменные (включая в это название и кирпичные), города
деревянные и земляные. В XVI веке каменных и кирпичных оград было чрезвычайно
мало, исключая монастырские стены, которые чаще, чем городские, делались из
кирпича…
Города располагались так, чтобы около
них находилась естественная защита: вода или ущелья; часто одна сторона стены,
а иногда и несколько сторон примыкали к озеру, пруду или болоту; с других
сторон, менее обезопасенных местоположением, под стенами проводился ров…
Часто город, окруженный деревянной
стеной и рвом, был еще раз обведен осыпью или деревянной стеной — так
называемым острогом, а между городом и острогом находилось поселение…».

Н. И. Костомаров. 
«Очерки домашней жизни и нравов великорусскогонарода в XVI и XVII столетиях»
Прикрепления: 4234195.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:05 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О сельских поселениях
 
 
«Погост, село, сельцо, деревня,
поселок, займище были поселения земледельческого класса. В древности погостом
называлось поселение с церковью, при которой всегда сосредоточивались сношения
окрестных жителей и установлялся административный центр. Но когда число церквей
умножилось и таких поселений стало много, они, естественно, начали утрачивать
прежнее преимущественное значение и назывались вообще только селами. …Различие
между селом и сельцом заключалось только в величине их. Деревни были поселения
без церквей. Починки были маленькие деревушки, недавно заселенные. Займище было
небольшое поселение на дикой земле, занятое обыкновенно одним двором. Когда к
этому двору присоединялись другие, то из займища образовывался починок; починок
по прошествии времени, которое лишало его значения новизны, и по мере
возраставшего населения переименовывался в деревню; а наконец, с постройкою
церкви деревня изменялась в сельцо и, с умножением народонаселения, в село».

H. И.Костомаров.
«Очерк домашней жизни и нравов великорусскогонарода в XVI и XVII столетиях» 
Прикрепления: 0125450.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О царских обедах
 
 
«До нас не дошли сведения о семейных
обедах бояр, дворянства и остального сословия. Есть некоторые известия о
великокняжеских обедах, которые могут несколько ознакомить нас с тогдашним
вкусом. В большой комнате ставились в несколько рядов длинные столы. По подании
на стол кушанья объявлялось царю: «Государь! Кушанье подано». Тогда он
отправлялся в столовую и садился на возвышенном месте; подле царя садились его
братья или митрополит; там вельможи, чиновники и простые воины, отличенные
заслугами…
Первым блюдом всегда были жареные
лебеди. За обедом разносили кубки с мальвазией и другими греческими винами.
Государь посылал со стола своего кушанье в знак особой милости отличенному им
гостю, который тогда вставал и кланялся ему. Другие также вставали из уважения
к милостивому гостю, а он должен был им кланяться. Во время обедов вели
разговоры без принуждения. Обедывали серебряными ложками, которые сделались у
нас известными в конце X века.
При обедах царских находились:
крайчий, чашник и чарошники; каждый из них смотрел за своевременным подаванием
кушанья и напитков; но сверх их назначались еще к столу особые чиновники,
которые должны были «встолы смотреть и встолы всказывать». Они подавали за
столами ковши или чаши, кому государь приказывал…
Иностранцы с изумлением отзывались о
пышности царского стола: гости пили и ели из золотых сосудов; слуги во время
обедов три раза переменяли свое платье, и обед продолжался до ночи. Обеды
Иоанна IV продолжались по шести часов; от 600 до 700 гостей пресыщалось не
только изобильными, но дорогими яствами, плодами и винами. Однажды в
Кремлевских палатах обедало 2000 ногайских воинов…
За торжественными царскими обедами
служили по 200 и 300 жильцов в парчовой одежде, с золотыми цепями на груди и в
черных лисьих шапках. Государь садился на возвышенном месте; слуги низко
кланялись ему и потом, по два в ряд, отправлялись за кушаньем. Между тем
подавали водку; на столах тогда ничего не ставилось, кроме хлеба, соли, уксуса,
перца, ножей и ложек; тарелок и салфеток не знали. За одним разом приносили сто
блюд и более, отведанные поваром при стольнике; после отведывались крайчим, в
глазах царя. Потом царь посылал гостям ломти хлеба, яства, вина, мед и в конце
стола раздавал сам сушеные венгерские сливы.
Всякий гость отпускался домой с блюдом
мяса или пирогов.Поныне соблюдается обыкновение, что хозяйка при отпускании
гостей от обеда или ужина навязывает им узелки с разными лакомствами:
пряниками, орехами, сушеными плодами, пирогами сладкими и пр. Крайнею было бы
для нее обидою, если бы не приняли. Хлеб-соль — дар Божий, говорят русские. Не
принять хлеба — значит прогневить Бога».

А. В.Терещенко. «Быт русского народа»
Прикрепления: 1150606.doc (30.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об одежде знатных женщин
 
 
«Благородные женщины (называемые
женами боярскими) носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а
сверх нее шлык, называемый науруз, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают
шапку (в виде головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земской, с
богатой меховой опушкой, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени
перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали
подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами,
сапфирами или другими драгоценными каменьями.
Летом часто надевают покрывало из
тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными
висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают
верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными
завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье, в три и четыре
пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями. Верхняя
одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными
рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по
крайней мере серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий
орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник
из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем, или
верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза,
с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из
золотой парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается свободно и застегивается
до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из
жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой
или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных
женщин в России.
Платье простых дворянских жен
отличается только материей, но покрой один и тот же».
 
Джильс Флетчер. «О русском государстве»
Прикрепления: 9210604.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об одежде знатных людей
 
 
«Одежда их [русских] сходна с
греческой. Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью,
или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и
обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными
каменьями…
Сверх тафьи носят большую шапку из
меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой или длинной
тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или
вавилонской шапки.
На шею (всегда голую) надевается
ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх
рубахи (разукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну)
надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается
спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на
котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и
спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой
шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется
ферязью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень,
весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом.
При выходе из дома набрасывается сверх
всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так
называемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без
воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги,
которые носят с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из
персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно
из золотой парчи…
Боярские дети, или дворяне, одеваются
точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее
платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или
шелковое».

Джильс Флетчер. «О русскомгосударстве»
Прикрепления: 7546166.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:06 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Об одежде простых людей
 
 
«Что касается до мужиков и жен их, то
они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке или широком платье,
которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или
синего сукна, с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным
камзолом, в меховой шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей
шкуры. Так одеваются они зимой. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме
рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает
красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только
две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя со
двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из
бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег серебряных или
из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины,
ни замужней, ни девицы».

Джильс Флетчер. «О русскомгосударстве» 
Прикрепления: 3791162.doc (26.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz