Иван III Василий III
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:42 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Задания. Сравните два исторических источника XV в. Один из них называется <<Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород>>, другой- <<Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород>>. Определите, где был создан каждый источник. Докажите свое мнение. Как источники трактуют события в чем сходство и в чем различие.
Источник 1
А воеводы великого князя пошли к Шелони, и как подошли они к берегу реки той, там, где можно перейти ее вброд, в ту же пору вышла рать новгородская против них с другой стороны, от города своего, к той же реке Шелони, многое множество ,так что ужаснулись воины великого князя, потому что мало их было- все воины княжеские, не зная этого, покоряли места окрест Новгорода. А новгородские посадники, и тысяцкие, и с купцами, и с житьими людьми, и мастера всякие, или, проще сказать, плотники и гончары, и прочие, которые отродясь на лошади не сидели и в мыслях у которых того не бывало, чтобы руку поднять на великого князя,- всех их те изменники силой погнали, а кто не желал выходить на бой, тех они сами грабили и убивали, а иных в реку Волхов бросали… Воеводы же великого князя, хоть и малом числе (говорят бывшие там, что только пять тысяч их было), увидев большое войско тех и возложив надежду на господа Бога и Пречистую Матерь его и на правоту своего государя великого князя, пошли стремительно на них, как львы рыкая через реку ту широкую, на которой в том месте , как сами новгородцы говорят, никогда брода не было; а эти и без брода все целые и здоровые ее перешли. Увидев это, новгородцы устрашились сильно, взволновались и заколебались, как пьяные, наши, дойдя до них, стали первыми стрелять в них, и взволновались кони под теми, и начали с себя сбрасывать их, и так скоро побежали они, гонимые гневом Божьим за свою неправду и за отступления не только от своего государя, но и от самого господа Бога.
Источник 2
В год 6979 (1471) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли И новгородцы вышли навстречу им на Шелонь, а к Старой Руссе послали новгородцы рекою войско и в пешем строю бились долго и побили много москвичей; но и пешего войска новгородцев полегло много, а иные разбежались, а других москвичи схватили; а конное войско не подошло к пешему войску на помощь вовремя, потому что отряды архиепископа не желали сразиться с княжеским войском, говоря: <<Владыка нам не велел на великого князя руки поднять, послал нас владыка против псковичей>>. И стали новгородцы кричать знатным людям, которые прибыли с войском к Шелони: << Сразимся сейчас>>, но каждый говорил: << Я человек небольшой, подрастратился конем и оружием>>. Москвичи же до понедельника отложили бой, ибо было воскресенье. И начали они биться, и погнали новгородцы москвичей за Шелонь- реку, но ударил на новгородцев засадой татарский полк, и погибло новгородцев много, а иные побежали, а другие похватали, а прочих в плен увели и много зла причинилы.
Прикрепления:
__.doc
(28.0 Kb)
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:43 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| К великому князю пришла весть, что царь Ахмат Доподлинно идет со всею своею ордою… а также и с королем Казимиром в общей думе… Тогда великий князь послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу… просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию, к своей матери великой княгине Марфе, к своему дяде князю Михаилу Андреевичу, духовному своему отцу архиепископу Ростовскому Вассиану и ко всем своим боярам… И все его очень умоляли, чтобы он стоял крепко за православное христианство против бусурман… Царь же со всеми своими татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска и стал у Воротынска, ожидая помощи от короля. Короли же ни сам не пошел к нему, ни помощь не прислал, потому что у него были свои дела… Ахмат пришел к Угре со всеми силами, думая перейти реку. Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши поили многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река… Были в страхе и те, и другие; одни других боялись. Великий князь боялся татарского наступления, что, собравшись, они вступят в бой врагами… И ужас напал на великого князя, и он решил бежать от берега, а свою великую княгиню, римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро… Были богатые бояре. Которые не советовали великому князю стоять против татар за христианство и биться, но советовали бежать прочь… Те же бояре говорили великому князю… напоминали о бое его отца с татарами по Суздалем, как его взяли татары и победили, напоминали также о том, как приходил Тохтамыш, великий князь Дмитрий Иванович бежал в Кострому, а не сражался с царем. И, повинуясь их мысли и совету, великий князь… побежал в Москву… Когда они были в посаде города Москвы, горожане… увидели великого князя и опечалились. С печалью стали они говорить великому князю и жаловаться: “Когда ты, государь… княжишь над нами в покое и тихое время, ты много берешь с нас понапрасну поборов, а теперь сам разгневал царя, не платя ему дани, и выдаешь нас царю и татарам”. И владыка Вассиан начал зло говорить великому князю, называя его бегуном… Поэтому великий князь не жил в городе на своем дворе, боясь злого умысла горожан… А к сыну он послал грамоту, чтобы он тотчас явился в Москву. Сын же проявил мужество, принял брань от отца, но не уехал с берега и не предал христианства… А к царю великий князь послал Ивана Товаркова с челобитьем и дарами, прося царя пожаловать, отступить прочь и не велеть воевать своего улуса… С Дмитриева дня наступила зима, и все реки стали: наступили большие морозы, каких не видывали. Тогда царь убоялся и убежал с татарами прочь 11 ноября; потому что татары были наги и босы, ободрались… В ту же зиму вернулась из бегов княгиня Софья. Бегала она от татар Белоозеро, а не гнал ее никто. А по которым странам ходили, тем пришлось пуще, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийцев христианских…
Вопросы: 1. О каком событии идет речь?? Когда оно произошло? 2. Какое значение это событие имело для русской истории? 3. О каком великом князе говорится в документе?? Как автор документа относится к нему? Чем вызвано такое отношение? 4. Как можно охарактеризовать обстановку в стране? 5. Почему часть бояр была против военных действий? 6. Что повлияло на решение великого князя не отводить войско? 7. Почему великая княгиня названа «римлянкой»? Каково отношение к ней авторатекста?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:43 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| «Повесть о стоянии на Угре» Хан Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, ожидая на помощь себе короля и его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего. И брата, и воевод послал ни Угру со всеми силами, и, придя они стали на Угре и заняли броды… Хан же со всеми татарами пошел по Литовской земле… ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пошел к нему и сил своих не послал. Воевать тогда Менгли-Гирей, хан крымский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять.… Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали меж нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели. Ждали, когда замерзнет река. Были же тогда большие морозы, река замерзла. И был страх с обеих сторон- одни других боялись… Когда же река стала, велел князь великий всем воеводам со всеми силами прийти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с татарами. В Москве же все пребывали в страхе и молились… Тогда- то и свершилось чудо. Когда наши освободили что готовые русские к битве и дают им место для войска. И одержимые страхом - бежали в степь. Одни бежали, и никто их не преследовал. Когда же хан Ахмат прибежал в Орду, пришел туда ногайский хан Ивак и убил его. И так избавил Бог Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы. Хан же побежал 11ноября.
? ВОПРПОСЫ ? 1. Почему Литва не выступила на помощь хану Ахмату? 2. Как вы думаете , почему летопись называет результат «стояния на Угре» не военной победой, а чудом?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:44 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Прочитайте статью из судебника 1497 г. и ответьте на вопросы. Судебник 1497 г. о крестьянских переходах 57. О христианском (крестьянском) отказе. А христианам переходить из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое: за двор – рубль, а в лесах – полтина. А который христианин проживет на нем год да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года проживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит. Вопросы 1) Какими мерами Судебник 1497 г. обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? 2) Каков был порядок уплаты пожилого? Как вы думаете, почему был установлен именно такой порядок?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:45 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| О ХАРАКТЕРЕ КНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ После того как спало с Москвы татарское иго, в сношениях с неважными иностранными правителями, например с ливонским магистром, Иван III титулует себя царем всея Руси. Этот термин, как известно, есть сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова цесарь… Титул царя в актах внутреннего управления при Иване III иногда, при Иване IV обыкновенно соединялся со сходным по значению титулом самодержца- это славянский перевод византийского императорского титула… Оба термина в Древней Руси значили не то, что стали значить потом, выражали понятие не о государе с неограниченной внутренней властью, а о властителе, не зависимом ни от какой сторонней внешней власти, никому не платящем дани. На тогдашнем политическом языке оба этих термина противополагались тому, что мы разумеем под словом вассал… Царями по преимуществу Древняя Русь до половины XV в. звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть данником хана. Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси, бывшей под властью ордынских ханов. Усвоив эти новые пышные титулы, Иван нашел, что ему непригоже называться в правительственных актах просто по-русски Иваном, государем великим князем, а начал писаться в церковной книжной форме: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси». К этому титулу как историческое его оправдание привешивается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных», т.е. земель. Почувствовав себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется византийский герб – двуглавый орел.
Вопросы 1)Какие титулы используются по отношению к Ивану III после освобождения от власти Орды? 2)Найдите в тексте полную роспись титула Ивана III. Какую информацию она даёт о территориальном составе государства? 3)В чем историк видит значение брака Ивана III и Софьи Палеолог? Как оценивают этот союз современные историки? 2.Назовите три основные реформы, проведенные Иваном III. Укажите три государственных органа, которые сложились в России в период правления Ивана III.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:45 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из работы историка А.А. Зимина Время долгого правления Ивана III ознаменовалась событием всемирно-исторического значения. Перед глазами современников Русь, раздробленная ранее на множество земель и княжеств, предстала государством, объединенным под властью великого князя Ивана Васильевича, государственной мудрости и решительности которого современники единодушно отдавали дань уважения. Если в 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс. кв. км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г. государственная территория Руси возросла более чем в шесть раз, достигая 2 800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. Причем основные приобретения были сделаны именно в годы правления Ивана III. С могущественным Русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны.<…> Ушел в царство теней один из выдающихся государственных деятелей России.… При нем окончательно пало татаро-монгольское иго… В годы его правления отчетливо вырисовывались четыре основных аспекта русской внешней политики: северо-западный ( балтийская проблема), западный (литовский вопрос) , южный (крымский) и юго-восточный (казанский и ногайский). Свою внешнюю политику Иван III осуществлял твердо и неуклонно. Вопрос: в чем проявилось усиление власти при Иване III
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:46 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Герберштейн. «Записки о Московии»
Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира… Во всяком случае, даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством… Он применяет свою власть к духовым так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким знанием, что бы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь другом деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божия и, что ни сделает государь, он сделает по воле Божией. Поэтому они так же именуют его ключником и постельничим Божиим; наконец, веруют, что он- свершитель божественной воли. Отсюда и сам государь, когда к нему обращаются с просьбами за кого-нибудь пленного или по другому важному делу, обычно отвечает : «Если Бог повелит, то освободим». Равным образом, если кто-нибудь спрашивает о каком-нибудь деле неверном и сомнительном, то в общем обычно получает ответ: «про то ведает Бог да великий государь». Неизвестно, или народ по своей загрубелости требует себе в государи тирана, или от тирании государя самый народ становится таким бессмысленным и жестоким.
Вопросы
1. Какие черты восточного деспотизма отвечает З. Герберштейн в системе власти Московского государства? 2. Как связаны, по мнению автора, власть государя и поведение подданных? 3. Какие властные традиции дольше всего сохранялись в России?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 21.10.2011, 14:47 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из послания старца Филофея Василию III Государя великого князя дьяку, господину Михаилу Григорьевичу, твой нищий богомолец старец Филофей Бога молит и челом бьет. <…> Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшему государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одно во вселенной крыше солнца святится. Так знай, боголюбец и христолюбец что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.
Вопросы 1) О чем свидетельствует этот документ 2) Почему Москва – Третий Рим 3) Как автор обосновывает свою концепцию что «Москва третий Рим »
Прикрепления:
-_.doc
(24.5 Kb)
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 05.04.2013, 11:16 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| СУДЕБНИК ИВАНА III В 1497 году, в сентябре месяце, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и боярами о суде, как судить боярам и окольничим. 1. Судить суд боярам и окольничим. А на суде быть …дьякам. А частных вознаграждений боярам, окольничим и дьякам не брать; также и любому судье частного вознаграждения от суда не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому. 2. А кто придёт к боярину с жалобой, ему жалующихся от себя не отсылать, а давать всем приходящим с жалобами управу во всём, кому надлежит. 3. А взимать боярину и дьяку (пошлины) в суде от иска в размере рубля на виноватого, боярину взять два алтына, а дьяку восемь денег. Если же цена иска будет выше рубля или ниже, то боярину взимать исходя из того же расчёта. 4. О полевых пошлинах. Если доведут по суду дело до поединка, но не стояв на месте поединка, помирятся, то боярину и дьяку взять пошлины по тому же расчёту. 10. О ворах. Если какого-либо вора задержат в каком – либо воровстве в первый раз (кроме кражи в церкви и кражи, сопровождавшейся убийством), а в иной краже в прежней улики на него не будет, то его казнить торговою казнью, бить кнутом, да взыскав на нём сумму иска, и судье наказать его продажей (штрафом). Если же не окажется у того татя имущества, чем заплатить сумму иска, то бив его кнутом, да выдать головою истцу в его (истца) убытка для продажи в рабство, а судье ничего на нём (воре) не взыскивать. 15. О правовой грамоте (приговоре суда). А от правовой грамоты взыскивать от приложения печати с рубля по девяти денег, а дьяку от подписи грамоты с рубля по алтыну, а подьячему, который напишет правовую грамоту, взыскивать с рубля по три деньги. 16. О докладном (судном) списке (протоколе судебного разбирательства, поступившем на доклад к боярину). А докладной список боярину печатать своей печатью, а дьяку подписывать, а взыскивать боярину от списка с рубля по алтыну, а дьяку с рубля по четыре деньги, а подьячему, который на списке напишет решение, с рубля по две деньги. 38. А боярам или детям боярским, за которыми значатся кормления с правом боярского суда, производить суд, а на суде у них быть дворскому старосте, и лучшим людям. 44. О приставах. А приставам наместничьим по городам брать вознаграждение за посылки пешком и за поездки по поручению суда на основании грамоты, а где нет грамоты приставу брать плату за посылку пешком в пределах города по четыре деньги, за поездку по поручению суда за город по деньге за версту… 56. Если холопа возьмёт в плен татарское войско, а он убежит из плена, то он получает свободу и не является больше холопом. 57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться из волости в волость, из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после. Пожитое за дворы платят в полях из расчёта рубль за двор, а в лесах полтина. Если крестьянин поживёт за кем – нибудь год и уйдёт прочь, то пусть он заплатит пожитое за четверть двора; если поживёт два года и пойдёт прочь, то пусть заплатит за полдвора; если поживёт три года и пойдёт прочь, то пусть он заплатит три четверти двора; если поживёт четыре года, то платит за весь двор. 62. О межах. Если крестьяне в одной волости или в одном селе перепашут или перекосят один у другого межу, то посельскому взыскивать на том по два алтына, а за рану пусть присудят, смотрят по человеку и по ране. Вопросы 1 На кого, согласно Судебнику, возлагалась обязанность осуществлять суд? Чем вызвано стремление «давать всем приходящим с жалобами управу»? 2) Чем можно объяснить такую строгую регламентацию судебных сборов? 3) Как наказывали преступников в XV веке? Какая форма наказания являлась основной?4) Что такое «поле»? Как вы думаете, почему такая форма судебного разбирательства сохранилась и в конце XV века? 5) Почему историки самой важной статьёй Судебника 1497 г. считают ст.57 «О крестьянском отказе»? Чем можно объяснить появление этой статьи в Судебнике в период правления Ивана
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:24 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.Об Иване III Иван IIIпринадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.Россия околотрех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней.Иоанн, рожденныйи воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государейв Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские.Что оставил мируАлександр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном. Вопросы и задания 1. Перечислите события, о которых писалН.М.Карамзин. 2. Согласны ли вы с оценкой Ивана III, высказаннойН.М.Карамзиным? Ответ аргументируйте.
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:26 | Сообщение # 11 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из летописной «Повести о походе Ивана III на Новгород» (XV в.) Осеньюпреставился архиепископ Великого Новгорода. И новгородцы созвали вече и стали выбира ть, и выбрав... послали к великому князю Ивану Васильевичу посла. Князь же ответ дал: «Что вотчина моя, Великий Новгород, прислал ко мне бить челом, в том я их жалую и того избранного Феофила. И велю его поставить на архиепископство без всяких задержек, как то было и при прежних всех великих князьях...» И когда посол воротился в Новгород, то многие там бывшие люди очень тому были рады. Некоторые же начали непристойные и соблазнительные речи высказывать и, на вече являясь, кричать: «Московский князь многие обиды и неправды нам чинит! А хотим за короля польского и великого князя литовского Казимира!»Князь жевеликий... впал в скорбь и тужил о них немало: «Все свое благочестие хотят погубить, от христианства к католичеству отступая». В Новгород же послал князь грамоты разметные за неисправление новгородцев. Митрополит всея Руси благословляет его воинов на врагов, как Самуил Давида на Голиафа. Князь великий, приняв благословение, выходит из Москвы, как прежде прадед его, благоверный великий князь Дмитрий Иванович, на безбожного Мамая и на богомерзкое его воинство татарское. Вопросы и задания 1. Предположите, кто в Новгороде радовался сообщениюпосла, а кто выступал за подчинение Казимиру. 2. В чем Иван III обвинял новгородцев? 3. Почему поход на Новгород сравнивается с походомДмитрия Донского на Мамая?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:29 | Сообщение # 12 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Летопись о «Стоянии на Угре» (XV в.) В том же году[1480] пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою [на Русскую землю]. ...Князь же великий [Иван III Васильевич] послал своего сына [князя Ивана] и брата [князя Андрея] и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...Когда же реказамерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.Царь [Ахмат]убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял и его убил... Вопросы и задания На основании документа и текста оцените справедливость традиционного названия событий на Угре — «стояние».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:33 | Сообщение # 13 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Изсочинения венецианца И. Барбаро «Путешествие в Тану» (XV в.) Изобилие хлеба и мяса в Москвеможно представить себе по тому, как продают мясо, его дают не на вес, а просто на глаз, причем не менее четырех фунтов за один маркет. На один дукат получают 70 кур, а один гусь стоит три маркета. Фруктов там нет, за исключением кое-каких яблок и лесных орехов. Там нет винограда, но одни изготовляют вино из меда, другие варят брагу из проса. И в то и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение, получается напиток, одуряющий и опьяняющий, как вино. Вопросыи задания Какие выводы можно сделать на основании данного документа?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:34 | Сообщение # 14 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из сочинения Н. Поппеля — посла императора СвященнойРимской империи Фридриха III (1488 г.) Выехав изРоссии, я нашел императора и князей германских в Нюрнберге; беседовал с ними о стране вашей, о великом князе и вывел их из заблуждения: они думали, что Иоанн есть данник Казимиров. Нет, сказал я: государь московский сильнее и богаче польского; держава его неизмерима, народы многочисленны, мудрость знаменита... Меня слушали с удивлением, особенно император, в час обеда ежедневно разговаривал со мною. Наконец, сей монарх, желая быть союзником России, велел мне ехать к вам послом с многочисленной дружиною. Вопросы и задания 1. Какие представления о Руси существовали вЗападной Европе? 2. В чем истоки этих представлений?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:35 | Сообщение # 15 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Историк Я.С.Лурье о внешней политике и международномположении Русского государства в конце XV — начале XVI в. Внешняя политикаРусского государства в конце XV и в первой половине XVI в. была неразрывно связана с внутренней политикой: задача, стоявшая перед великими князьями Московскими, заключалась в укреплении централизованного государства, складывавшегося на основе воссоединения всех русских земель, которые частью представляли собой отдельные самостоятельные княжества и земли Северо-Восточной Руси, частью же были захвачены ранее Литовским великим княжеством...В конце XV —первой половине XVI в. Русское государство играло значительную роль в сложной политической борьбе великих держав Западной и Восточной Европы. Русь знали, ее пытались привлечь к борьбе между основными политическими силами Запада. Русское государство привлекало внимание и крупнейших политических сил Востока: в 1532 г. к Василию III явилось посольство от «Бабур-паши» — основателя индийской державы Великих Моголов Бабура.Ослабление дипломатическойактивности Русского государства с конца княжения Василия III не подорвало международного авторитета России... Вопросы и задания Приведите примеры, показывающие растущую роль изначение Русского государства в международной политике. Чем это можно объяснить?
|
|
| |
|